«Марк Шагал. Истоки творческого языка художника. К 125-летию со дня рождения»
ARTinvestment.RU   14 июня 2012

Третьяковская галерея представляет один из самых долгожданных проектов года — выставку малоизвестного графического наследия Марка Шагала (1887–1985)

Третьяковская галерея представляет один из самых долгожданных проектов года — выставку малоизвестного графического наследия Марка Шагала (1887–1985). Выставка проходит в рамках программы Года французского языка и литературы в России, и это в очередной раз подчеркивает одну из основных особенностей творчества Марка Шагала — его интернациональность.

Феномен творчества Марка Шагала неизменно вызывает огромный интерес как за рубежом, так и в России. Третьяковская галерея регулярно предоставляет произведения художника из своего собрания для участия в лучших музейных проектах Европы, Америки и Азии. В собственных залах Галерея провела крупные выставки Шагала в 1973, 1992, 2005 годах; последняя из них, «Здравствуй, Родина!», демонстрировала знаковые живописные работы художника и была горячо принята публикой: за три месяца ее посетило около 128 тысяч человек.

На этот раз организаторы и кураторы выставки решили показать почти не известные у нас рисунки, акварели и гуаши — от ранних витебских зарисовок до поздних парижских коллажей, а также печатную графику Шагала — выполненные в технике офорта знаменитые иллюстрации к Библии (1931–1956) и «Басням» Лафонтена (1950–1952). На выставке представлено более 150 графических работ, а также живопись, авторская скульптура, произведения прикладного искусства из зарубежных коллекций, российских музейных и частных собраний.

Впервые в отечественной музейной практике творчество Шагала представлено в контексте поиска истоков его искусства. Шагал принадлежал к поколению художников, которые в начале ХХ века в попытке обретения себя, собственного образного строя и пластического языка обращались к народному искусству. Шагал не получил последовательного профессионального образования, его первым и главным учителем стала естественная среда — еврейское, русское, белорусское, литовское, французское окружение, «та живая вода», которая «заряжала» и вдохновляла мастера на протяжении всей жизни.

Реальные и невероятные события, запечатленные художником, прочно соединены с земной средой ключевыми для него предметами быта, приметами места, ставшими характерными шагаловскими «паролями»: от наивной вывески парикмахера в Витебске или молочника в Париже до креста православного собора или химер парижского Нотр-Дам, от простенькой вышивки до семисвечника и Торы, от покосившейся крестьянской избы до Вильнюсской синагоги и ворот еврейского кладбища, от лубков и иллюстраций народных изданий, бродячих музыкантов до знамен революции. Художник утверждал: «Неправда, что мое искусство фантастично! Я реалист, я люблю землю!»

Основу экспозиции в Третьяковской галерее составляют произведения из собраний семьи художника: уникальные, никогда не экспонировавшиеся в России произведения «семейного круга» — автопортреты, портреты матери, бабушки, кузенов, сестры, жены Беллы и дочери Иды, исполненные в конце 1900-х — 1910-х годах. В этих работах перед зрителем предстает своеобразная автобиография художника, летопись его семьи («У окна. Мать и дочь». 1908; «Кольцо». 1908–1909; «Модель. Сестра художника». 1910; «Рождение». 1911 и другие). Гравированная история жизни Шагала запечатлена в листах серии «Моя жизнь» (1922). Своеобразным лейтмотивом выставки предстает образ его любимого Витебска, присутствующий в том или ином виде во всех картинах мастера.

Из французского собрания поступила и группа работ 1960–70-х годов в редкой технике коллажа («Триумф музыки. Эскиз панно для Метрополитен Опера, Линкольн Арт Центр». 1966; «Клоун и его тень (Синий скрипач)». 1964; «Лиловая обнаженная». 1967; «Гимн Набережной часов». 1968).

ГМИИ им. А. С. Пушкина предоставил на выставку созданные в России «Пейзаж с козой (Лиозно)» (1910), «В зале Теи» (1910), «Комната на Гороховой» (1910), подаренные музею Идой Шагал. Произведения первого парижского периода, примеры интерпретации Шагалом современного французского искусства — «Обнаженная с цветами», «Лежащая обнаженная» (обе — 1911) — предоставлены фондом Sepherot Foundation (Лихтенштейн).

Впервыемосковскому зрителю будут показаны недавно приобретенные во Франции юношеские альбомы Шагала, происходящие из архива Блеза Сандрара, писателя и поэта, друга и переводчика мастера, введшего молодого художника в круг парижских авангардистов (коллекция Т. и И. Манашеровых, Москва).

Помимо оригинальных рисунков, в состав выставки включены и иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя (1923–1925), выполненные по инициативе парижского галериста и издателя серии «Книга художника» Амбруаза Воллара и подаренные автором Третьяковской галерее в 1927 году.

Открытиями для отечественной публики станут и знаменитый «Свадебный сервиз» (1951–1952. Керамика, белая эмаль, роспись), созданный Шагалом в честь свадьбы дочери Иды (частная коллекция, Париж), и две мраморные скульптуры для фонтана — «Рыба» и «Птица» (1964. Коллекция Фонда Пьера Джанадда, Мартини, Швейцария). Представленные на выставке предметы народного искусства из Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) и Музея истории евреев в России (Москва) дополнят представление зрителей об истоках образной системы Шагала.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог-альбом, включающий статьи ведущих российских и зарубежных исследователей творчества художника.

Источник: пресс-релиз ГТГ

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120614_chagall.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120614_chagall.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 19

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх