В мае галерея Ларри Гагосяна покажет четвертую выставку работ Пабло Пикассо
ARTinvestment.RU   06 марта 2012

Она будет посвящена жизни художника с Франсуазой Жило во французском городке Валлорис в 1940-х — начале 50-х годов

Пабло Пикассо встретил 21-летнюю художницу Франсуазу Жило (Francoise Gilot) в 1943 году в Париже во время нацистской оккупации. Многие художники, например Макс Эрнст (Max Ernst), тогда бежали из Франции в США, однако Пикассо не желал покидать страну, даже несмотря на то, что немцы запретили ему выставляться. «Люди моего поколения восхищались Пикассо из-за того, что он не уехал, — рассказывает живущая ныне на Манхэттене Франсуаза Жило, которой сейчас 90 лет. — Это мужество было важно для нас».

Уже после войны, в 1948 году, Пикассо и Жило поселились в местечке Валлорис на юге Франции. Этот переезд ознаменовал начало нового этапа творчества Пикассо, отмеченный плодотворной работой художника в технике скульптуры, керамики и литографии. С 30 апреля произведения этого периода будут показаны на выставке в двух нью-йоркских галереях Ларри Гагосяна.

Готовящаяся выставка — четвертый показ работ Пикассо в галереях Гагосяна. Последние десять лет Пабло Пикассо — самый прибыльный художник галереи. В подготовке всех четырех выставок участвовали наследники художника, а также его самый знаменитый биограф — британец Джон Ричардсон (John Richardson). Все три предыдущие экспозиции по стандартам частных галерей стали блокбастерами: представленные на них 300 работ художника увидели около 260 тысяч человек.

«Возможность тесно сотрудничать с Джоном Ричардсоном и семьей Пикассо при подготовке нашей четвертой крупной выставки художника и с профессиональной, и с личной точки зрения — один из самых волнующих моментов за всю историю галереи», — говорит сам Ларри Гагосян о процессе создания выставки.

88-летний Джон Ричардсон более 20 лет, с 1949 года и до кончины художника в 1973-м, дружил с Пабло Пикассо. Для солидных трехсотстраничных каталогов трех предыдущих выставок, изданных в твердой обложке, Ричардсон писал серьезные эссе, проиллюстрированные, помимо репродукций Пикассо, его фотографиями и письмами. По словам ученого, четвертая экспозиция Пикассо в «Гагосяне» подробно проследит влияние Франсуазы Жило и Валлориса на творчество художника этого периода: Пикассо многократно запечатлел свою музу при помощи керамики, живописи и литографии.

«Годы, проведенные в Валлорисе, невероятно важны для Пикассо, — говорит Ричардсон, бывший профессор Оксфордского университета. — Он произвел революцию в керамике, превратив ее в искусство. Он заново создал искусство литографии, бывшее второстепенной техникой, и превратил ее в одну из ведущих техник. Он ломал все каноны». К этому периоду, например, относится скульптурная работа Пикассо «Коза» (1950), собранная им из ремесленных отходов, в том числе из старой плетеной корзины и двух разбитых керамических кувшинов.

В 1950-х годах на юге Франции Ричардсон и Пикассо смотрели корриду и вместе обедали в замке близ Нима, где искусствовед гостил у коллекционера кубизма Дугласа Купера (Douglas Cooper).  «Частенько в день корриды Пикассо заезжал к нам, — вспоминает Ричардсон. — Он угощал нас ужином в ресторане, а мы, в свою очередь, потом устраивали ужин в его честь, а также в честь тореадора и его помощников».

Пабло Пикассо продолжал творить вплоть до своей смерти в возрасте 91 года: всего его наследие насчитывает около 50 тысяч работ.

Последний творческий взлет мастера относится ко второй половине 1960-х, когда он восстановился после операции на желудке. К этому времени Пикассо было уже под девяносто. «Большая часть людей в этом возрасте становится инвалидами. Для Пикассо же это был вызов. Во время выздоровления он читал о Рембрандте и Гойе. Когда он поправился, для него начался новый жизненный этап, и он продолжал активно работать, вдохновляемый этими великими мастерами», — вспоминает Ричардсон.

Пикассо создал в этот период большие, яркие, экспрессионистские полотна. На них он изобразил пеструю толпу зрителей корриды XVII века, а также тореадоров. Хотя сам Пикассо после операции бросил курить, он часто снабжал трубками персонажей своих картин. В этот период художник создал также ряд графических автопортретов. «Автопортрет с красным глазом, по мне, так просто устрашающий. Это Пикассо, глядящий в глаза наступающей смерти», — говорит Ричардсон.

Три четверти работ Пикассо с предыдущих трех выставок были либо временно предоставлены, либо выставлены на продажу наследниками художника, в том числе его детьми и внуками, так что огромная часть представленных галереей произведений была для коллекционеров абсолютно в новинку. «Каждый из семи наследников Пикассо унаследовал замечательную коллекцию работ художника», — говорит Джон Ричардсон, который сейчас завершает работу над четвертым томом биографии Пикассо (три предыдущие три части его труда «Жизнь Пикассо» вышли в 1991, 1996 и 2007 годах).
«Гагосян — великий маркетолог, — полагает Михаэль Штейнхарт (Michael Steinhardt), глава хедж-фонда WisdomTree Investments Inc, приобретавший работы Пикассо в 1980–90 годах. — Он набрал на рынке вес, накапливая произведения и делая отличные выставки».

Первая выставка Гагосяна, посвященная Пикассо, называлась «Мушкетеры» (это слово художник использовал для обозначения представителей социального дна). Экспозицию, которая включала 53 картины и 39 гравюр позднего Пикассо 1960–70-х годов, посетили 100 тысяч человек.

Уже упоминавшийся Михаэль Штейнхарт признается, что недооценивал позднего Пикассо. «Я с подозрением относился к рынку позднего Пикассо, но оказалось, что я был неправ», — говорит коллекционер, который предпочитал покупать работы художника 1920–30-х годов.

Вдохновленные успехом первой выставки, Ричардсон и Гагосян решились на вторую, которую озаглавили «Пикассо: Средиземноморские годы». Она прошла летом 2010 года в Лондоне. Идею снова предложил Ричардсон: ему показалось интересным проследить влияние на творчество Пикассо Средиземноморья: художник родился в прибрежном испанском городе Малага и часто жил на французской Ривьере. В экспозиции участвовали картины, скульптуры, керамика Пикассо 1945–1962 годов. Сюжеты работ многообразны: художник изображает танцоров и музыкантов, животных, много внимания уделяет Жило и их двоим детям, Клоду и Паломе, а также своей второй жене Жаклин Рок (Jacqueline Roque), на которой он женился в 1961 году. Эту выставку посетили более 60 тысяч человек.

Темой третьей выставки Пикассо в галерее Гагосяна стали портреты возлюбленной художника Мари-Терез Вальтер (Marie-Therese Walter). Кстати, именно один из портретов Вальтер сегодня обладает ценовым рекордом продаж на открытых торгах: работа «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» была продана за 106,5 миллиона долларов на нью-йоркских торгах Christie’s в мае 2010 года.

Пикассо познакомился с 17-летней Вальтер в 1927 году (когда еще был женат на балерине Ольге Хохловой). Следующие 13 лет, с 1927 по 1940, они счастливо провели вместе и Пикассо за это время создал свои величайшие произведения.

Выставка, посвященная юной музе Пикассо, открылась в галерее в апреле 2011 года. Почти 90 работ, представленных в экспозиции, которую посетили около 100 тысяч человек, редко или же никогда ранее не выставлялись.

В подготовке нынешней, четвертой, выставки, помимо Джона Ричардсона участвует и сама Франсуаза Жило. Экспозиция осветит творчество Пикассо в 1943–1953 годах — времени, когда Жило и Пикассо жили в Валлорисе в небольшом доме с садом и воспитывали двоих детей, — до тех пор, пока сама Жило, единственная из всех женщин Пикассо, не оставила его. «Я очень независима, — говорит 90-летняя муза легендарного художника. — С таким типом женщин он никогда раньше не сталкивался».

На будущей выставке можно будет полюбоваться многочисленными портретами Жило в разных, подчас неожиданных техниках, в том числе портретом, созданным из терракотовой черепицы. Пикассо запечатлел свою возлюбленную беременной и с детской коляской, играющей с детьми и в виде цветка, так что экспозиция обещает быть обширной, разнообразной и интересной. «Наша выставка прольет новый свет на период, который никогда ранее подробно не изучался», — обещает Джон Ричардсон.

Источник: bloomberg.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120306_picasso_gagosian.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120306_picasso_gagosian.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх