Тейт: «Пикассо и британские модернисты»
Выставка в лондонском музее Тейт исследует влияние великого испанца на творчество британских художников разных поколений
Сегодня это кажется странным, однако британцы стали обращать серьезное внимание на творчество Пабло Пикассо (Pablo Picasso) лишь в 30-е годы прошлого века. Именно тогда его работы появились в собраниях таких коллекционеров, как Хью Уиллоби (Hugh Willoughby) и Дуглас Купер (Douglas Cooper), а также в собрании музея Тейт. Первую покупку работы Пикассо музей совершил в 1933 году: для коллекции приобрели далеко не самую яркую во всех смыслах работу испанца 1901 «Цветы» (1901).
По словам художника и критика Джона Голдинга (John Golding), кубизм был «величайшей художественной революцией со времен итальянского Ренессанса». Однако собственно кубистскую работу Пикассо Тейт приобрел лишь в 1949 году — впрочем, тогда же телеканал BBC показал известную трансляцию из Академии художеств, во время которой президент Академии отозвался о художнике весьма презрительно.
Британцы привыкали к нонконформисту Пикассо с большим трудом. Ивлин Во заканчивал свои письма восклицанием «Смерть Пикассо!», Черчилль грозился дать ему пинка, а Гилберт Кийт Честертон в 1910 году охарактеризовал рисунок художника как «лист бумаги, на который м-р Пикассо случайно пролил чернила, после чего попытался стереть их ногами». В 1921 году галерея Leicester провела выставку испанца в Лондоне и заработала на продаже его работ лишь 92 фунта. Самая дорогая картина на выставке, «Женщина в кресле», стоила 780 фунтов.
В 1938 году написанное годом ранее полотно «Герника» привезли в Англию в рамках кампании по сбору средств и вещей для республиканцев, участвующих в гражданской войне в Испании. Тогда эту работу увидел отец Дэвида Хокни, который пожертвовал в фонд помощи республиканцам несколько пар обуви.
Можно списать долгую раскачку британских любителей искусства на хрестоматийный британский консерватизм, однако когда Тейт в 1960 году наконец показал знаменитую ныне ретроспективу Пикассо, которую теперь британские журналисты именуют «первым арт-блокбастером», за два месяца ее посетили 460 тысяч человек.
До выставки британские художники долгое время знакомились с творчеством Пикассо только в Париже или в весьма ограниченном числе лондонских галерей, таких как Grafton, Mayor и уже упоминавшаяся Leicester. Воздействие классика на умы определялось тем, в каком стиле работал Пикассо, когда происходила «встреча» того или иного художника с его работами, так что Пикассо Данкана Гранта (Duncan Grant) — кубист, тогда как Пикассо Френсиса Бэкона (Francis Bacon) — сюрреалист. Помимо произведений названных художников, в выставке, проходящей в залах Тейт, участвуют также работы Бена Николсона (Ben Nicholson), Генри Мура (Henry Moore), Уиндема Льюиса (Wyndham Lewis) и Грэма Сазерленда (Graham Sutherland).
Мур перенял у Пикассо монументальность: массивными женскими ню в неоклассическом стиле, созданными Пикассо в 1920-е годы, вдохновлены муровские «полулежащие фигуры», а свойственная Пикассо чистота линий прочитывается и в лучших рисунках Мура. Такое ощущение, что из всех художников, представленных на выставке, Мур наиболее смело напрямую заимствовал идеи Пикассо, вероятно потому, что был не живописцем, а скульптором. Стоит отметить и Дэвида Хокни (David Hockney), влияние Пикассо на творчество которого также огромно. Впрочем, Хокни, как всегда, стоит несколько особняком от остальных своих коллег: кажется, что он обязан Пикассо всем и одновременно ни капли на него не походит.
Сам Пикассо впервые посетил Великобританию в 1919 году с труппой Сергея Дягилева (художник работал над декорациями и костюмами к балету «Треуголка»), хотя традиционно считается, что он собирался сделать это еще в 1900 году, но несколько «подзадержался» в Париже. Английскую культуру Пикассо любил с детства: эту любовь ему привил отец, у которого даже было прозвище «Англичанин».
Куратор выставки Крис Стивенс (Chris Stephens) рассказал, почему ограничился при создании экспозиции избранным набором имен: «Энтони Каро (Anthony Caro) создал ряд работ, напрямую отсылающих к кубизму, британские скульпторы 1980-х, такие как Ричард Дикон (Richard Deacon) и Билл Вудро (Bill Woodrow), использовали технику ассамбляжа, которая без Пикассо была бы невозможна. Однако к тому времени влияние его уже становится настолько всеобъемлющим, преломленным сквозь видение нескольких поколений художников, что говорить о нем представляется бессмысленным».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120215_picasso_and_modern_british_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120215_picasso_and_modern_british_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.