В следующем году галерея Тейт покажет выставку, посвященную влиянию творчества Пабло Пикассо на британских художников
В экспозицию войдут 70 работ Пикассо и почти столько же произведений британских художников, среди которых Генри Мур, Дэвид Хокни и Фрэнсис Бэкон
Творчество Пабло Пикассо оказало огромное влияние на умы нескольких поколений британских художников и любителей искусства, однако до сих пор в Британии не проводилось ни одной крупной выставки, кураторы которой попыталась бы проанализировать преемственность британского искусства по отношению к творчеству классика.
Британский музей Тейт (Tate Britain) решил исправить это досадное недоразумение и не так давно объявил, что следующей весной покажет в британской столице выставку, которая будет посвящена влиянию Пабло Пикассо на британских художников разных поколений.
«Это очень интересный проект, — сказал куратор будущей экспозиции Крис Стивенс (Chris Stephens), глава отдела выставочной деятельности Тейт. — Впервые будет затронута тема влияния Пикассо на британское искусство. Пикассо, безусловно, несравненный гений искусства ХХ века, и статус, который он обрел еще в 1920-х годах, не подлежит сомнению. Любой художник, стремившийся достичь чего-то на поле авангарда, не мог не использовать достижений Пикассо».
Впрочем, выставка расскажет и историю сопротивления и враждебности консерваторов по отношению к модернистскому искусству. По словам Стивенса, поначалу отношение к творчеству новатора было именно таким, однако усилиями энтузиастов, критиков, коллекционеров, поддерживавших и продвигавших Пикассо, после Второй мировой войны его искусство было признано практически повсеместно.
В качестве примера неприятия новаторства мастера Стивенс приводит запись речи президента Академии художеств Альфреда Маннингса (Alfred Munnings), произнесенную им на ежегодном банкете Академии в 1949 году (в то время это мероприятие даже транслировали по BBC). Маннингс называет модернистское искусство «чушью», которую по неизвестным причинам поддерживают некоторые недостойные авторы печатных изданий. Известен также диалог Маннингса с Уинстоном Черчиллем (Winston Churchill), в котором они договорились при встрече с Пикассо совместными усилиями «дать ему пинка». Впрочем, в 1949-м с президентом Академии уже вряд ли согласилось бы даже большинство ее членов.
Тейт покажет работы семи британских художников, на которых Пикассо оказал огромное влияние, причем работы зачастую напрямую отсылают к произведениям Пикассо. Для большей наглядности скульптура Генри Мура «Лежащая женщина» (1936) будет показана в паре с картиной «Источник» Пабло Пикассо (1921), а портрет Кристофера Ишервуда (Christopher Isherwood) кисти Дэвида Хокни (David Hockney) — с портретом матери возлюбленной Пикассо Мари-Терез Вальтер (Marie-Thérèse Walter).
«Это не некие пассивные заимствования. Не то чтобы художники смотрели на работу Пикассо и писали свой вариант Пикассо. Как все великие художники, они опираются на открытия предшественника, но создают на их основе нечто новое», — поясняет Крис Стивенс. На нынешней выставке будет представлено 150 произведений, из них около 70 — работы Пикассо, остальные — вдохновленные им работы британских мастеров.
Также в экспозиции примут участие работы Данкана Гранта (Duncan Grant), Уиндема Льюиса (Wyndham Lewis), Бена Николсона (Ben Nicholson), Грэма Сазерленда (Graham Sutherland) и Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon). Последний признавался, что решил забросить дизайн интерьера и стать художником именно после того, как в конце 1920-х годов в Париже увидел выставку работ Пикассо.
Первая крупная выставка Пикассо в Великобритании прошла в Музее Виктории и Альберта (Victoria & Albert Museum) в 1945 году, на ней наряду с работами испанца демонстрировались также полотна Матисса. Выставка стала своеобразным знаком благодарности французов за освобождение Франции от оккупации силами союзников. В 1960-м выставка Пикассо была организована в Тейт и стала первым музейным «блокбастером» в истории Лондона. Очереди растянулись на весь квартал, экспозицию посетило 460 тысяч человек, в том числе члены королевской семьи.
Представители Тейт провели пресс-конференцию, посвященную предстоящей выставке, в одном из репетиционных залов Королевской оперы. Дело в том, что в 1919 году в течение 10 недель Пикассо использовал помещение в качестве студии. Он работал там над декорациями и занавесом для балета дягилевской труппы «Треуголка». Параллельно с основной выставкой в феврале Тейт покажет материалы, предоставленные труппой Английского национального балета, которые раскроют зрителям неожиданную грань творчества мастера и историю его сотрудничества с труппой Сергея Дягилева.
После 1919 года Пикассо лишь однажды посетил Великобританию: в 1950 году он побывал на мирной конференции в Шеффилде. Впрочем, как пишет в приливе патриотических чувств корреспондент Guardian Марк Браун (Marc Brown), художник мог провести на Туманном Альбионе гораздо больше времени. В 1900 году, покинув Барселону, молодой Пикассо, вдохновленный любовью к британскому искусству, в частности к творчеству Эдварда Берн-Джонса (Edward Burne-Jones) и Обри Бердслея (Aubrey Beardsley), направлялся именно в Лондон, однако на пути остановился в Париже. Что было дальше, рассказывать не надо.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111112_tate_pablo_picasso.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111112_tate_pablo_picasso.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.