«Старинные куклы» в Ярославском музее-заповеднике
На выставке представлены старинные куклы, а также новогодние открытки и елочные игрушки XIX — начала XX века
В выставочном зале отдела истории края (семинарский корпус) Ярославского музея-заповедника открыта выставка старинных кукол, а также новогодних открыток и елочных игрушек XIX — начала XX века.
В экспозиции представлено более 70 старинных кукол из Англии, Франции, Германии, Японии и России середины XIX — начала ХХ века, а также разнообразные предметы кукольного быта из коллекции Музея уникальных кукол. Этот частный московский музей, фонды которого насчитывают сегодня около шести тысяч экспонатов, был создан в 1996 коллекционером и театральным художником Юлией Вишневской на основе ее личной коллекции.
В XIX — начале XX века одними из самых популярных были фарфоровые куклы (они и составляют основу выставки в Ярославском музее-заповеднике). На самом деле из фарфора (чаще всего бисквитного, т. е. матового, неглазурованного) делали лишь кукольные головки, дополненные стеклянными глазами и паричками из настоящих волос или мохера. Кукольное тело изготавливали из папье-маше и дерева, а также из композитной массы. Эта технология изготовления применялась производителями различных стран, в том числе Германии, Франции и России. То, что называется «кукольностью», более всего характерно именно для этих игрушек: идеально матовая, ровная «кожа» розовато-персикового цвета, круглое пухлощекое лицо, непропорционально большие, широко распахнутые глаза, маленький, чаще всего приоткрытый ротик, тело с детскими пропорциями и такими деталями, как ямочки на ладошках и ступнях. Некоторым отступлением от этого правила были «характерные» куклы, которых также можно увидеть на выставке. Их личики выражают характер или какую-то определенную эмоцию: смех, улыбку, плач. Вышеописанный стереотип кукольной внешности был столь общепринят, что использовался для создания совершенно различных образов. Например, если пену кружевных оборок, воланов и рюшей, в которых утопала кукла-девочка, меняли на матросский костюмчик, то получалась кукла-мальчик. А если фигурку наряжали в модное женское платье, то кукла превращалась в даму.
Этот своеобразный стандарт воплощал идеализированное представление взрослых о невинном и наивном, чистом и ранимом ребенке. Кстати, точно такие же сентиментальные детские типажи можно увидеть на новогодних и рождественских открытках из фондов Ярославского музея-заповедника и частной коллекции Надежды Манеровой из Тутаева. Та же эстетика свойственна и маленьким фигуркам из ваты с личиками из папье-маше, которыми наряжали елку в первой половине ХХ века.
Российские фарфоровые куклы фабрик Журавлёва и Кочешкова, Шраера и Фингергута, а также артели Дунаева начала XX века, чудом сохранившиеся в эпоху глобальных политических перемен, — особая редкость, представленная на выставке. Нельзя пройти мимо двух дам ростом около метра, занятых чаепитием, — это «интерьерные» куклы российского производства. Также в экспозиции представлена пара деревянных английских кукол, куклы из воска, композита, целлулоида, несколько современных авторских кукол.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120101_kukly.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120101_kukly.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.