Третьяковка восстановила «Рабочий клуб» Родченко
ARTinvestment.RU   04 октября 2011

Постоянная экспозиция Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу пополнилась уникальным экспонатом — реконструкцией интерьера «Рабочий клуб», созданного в 1925 году Александром Михайловичем Родченко

Постоянная экспозиция Государственной Третьяковской галереи «Искусство ХХ века» на Крымском Валу пополнилась уникальным экспонатом — реконструкцией интерьера «Рабочий клуб», который был создан в 1925 году Александром Михайловичем Родченко (1891–1956). Сегодня реконструкцию представляют прессе, а завтра она откроется для публики.

«Рабочий клуб» по праву вошел в историю дизайна 1920-х годов как одно из самых заметных произведений, отражающих эстетику конструктивизма и его стремление к изобретательным функциональным решениям.

«Рабочий клуб» был задуман А. Родченко как новый тип общественного интерьера, который являлся не просто предметно-бытовой обстановкой, но выполнял жизнестроительную функцию, оказывая формирующее влияние на отдых и занятия современного рабочего. Спроектированный для Советского павильона на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, «Рабочий клуб» пропагандировал конструктивизм как новое понимание функциональности и рациональности пространства в противовес эстетике буржуазного вкуса.

Архитектором Советского павильона на парижской выставке 1925 года был один из лидеров конструктивизма Константин Мельников, а общим декором павильона занимался Александр Родченко.

«Рабочий клуб» проектировался А. Родченко исходя из концепции многофункционального пространства, в котором простота форм отражала новые эстетические идеалы. Мебель и оборудование изготовили в Париже по чертежам, а книги, плакаты и фотографии привезли из Москвы. В оборудование, кроме мебели и осветительных приборов, входили складная трибуна, стенка-экран для экспонирования иллюстративного материала, уголок Ленина, установка для стенной газеты и многое другое. Почти все эти вещи были построены на «движущемся» принципе, который позволял «развернуть предмет в его работе на большую площадь и компактно сложить его по окончании работы».

В проектировании интерьера «Рабочего клуба» широко использовались приемы трансформации, благодаря чему один предмет легко мог быть превращен в другой. Центром трансформации помещения служила раскладная трибуна. Снабженная экраном, раздвижной стенкой для плакатов, горизонтальным подиумом для экспонатов или выступлений чтецов, она должна была служить своего рода универсальной декорацией для лекций, театрализованных вечеров и бесед. Многофункциональными были задуманы и остальные предметы: стол для читальни в разложенном состоянии увеличивал свою полезную площадь в три раза, шахматный столик на двоих был устроен с поворотной доской так, чтобы игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест.

За проект «Рабочего клуба» А. Родченко получил серебряную медаль. По окончании Парижской выставки интерьер был подарен коммунистической партии Франции и в России никогда не экспонировался.

«Рабочий клуб» неоднократно реконструировался по чертежам А. Родченко и сохранившимся фотографиям 1925 года — целиком или отдельными фрагментами (в 1979, 1989, 1990, 1991). Практика включения реконструкций утраченных объектов в постоянные экспозиции и выставки широко используется в современных музеях. Известны реконструкции скульптур Н. Габо, контррельефов В. Татлина, пространственных объектов А. Родченко. Подобные реконструкции позволяют восполнить пробелы в исторической презентации художественного процесса и представить творчество художников в необходимой полноте.

Настоящая реконструкция была выполнена немецкими специалистами в 2008 году для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм» в Кунстхалле Баден-Бадена и затем подарена этим музеем Государственной Третьяковской галерее за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в крупнейших музеях Европы в 2008–2009 годах. Дар осуществлен при финансовой поддержке SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн) и российских коллекционеров В. В. Царенкова, А. В. Дадиани, А. Ю. Смузикова.

К презентации «Рабочего клуба» приурочен показ фотографических работ А. Родченко из собрания SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн), одной из наиболее представительных частных коллекций русского искусства.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111004_rodchenko.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111004_rodchenko.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх