«Сентиментальное путешествие» по Италии и Франции художника Никиты Макарова
ARTinvestment.RU   06 января 2011

Выставка произведений Никиты Макарова в галерее «На Чистых Прудах»

В Галерее «На Чистых Прудах» (Чистопрудный б-р, 5/10) работает выставка произведений Никиты Макарова «Сентиментальное путешествие. Италия и Франция глазами русского художника».

***

В наше время все еще считается актуальной деструкция художественной формы и классического содержания; среди нынешних творцов часто принято больше говорить в картинах о самом себе, чем о том, что на них изображается. Поэтому созидательный традиционный путь, по которому развивается творчество Никиты, — оказывается в контексте современного искусства провокационным и во многом уникальным.

По сути своей, картины Никиты принадлежат совершенно иной культуре, чем та, которую нам предлагает XXI век. Сложно сказать, какой именно; она скорее складывается из нескольких направлений — из наследия импрессионизма, модерна, группы Наби, мирискусничества и т. д. Следование путям, проложенным этими направлениями искусства XX века, в наше время несет в себе на первый взгляд совсем не те смыслы, что рождались когда-то вместе с этими традициями. Никита не новатор, но, как ни странно, его художественная форма снова оказывается оппозиционной, только теперь переворот совершается с обратным знаком. Художник призывает не к отрицанию строгой классики и академизма, а к поиску возрождения того, что уже разрушено деструктивным пафосом, силы которого уже давно на исходе (как и терпение зрителей).

Картины Никиты таковы, что меньше всего хочется говорить об их «субмедиальной» ценности. Мы уже начинаем привыкать к тому, что каждый творческий или псевдотворческий акт ею априорно обладает. Но часто рассуждения подменяют истинную ценность картин, которая складывается не из слов и модной обстановки вокруг них, а из значения, красоты и силы формы, умения мастера, остроумности или новизны замысла.

Глядя на картины Никиты, обо всем этом общественно-актуальном, о «смерти богов», о «конце живописи», о концептах и перцептах — хочется просто забыть и отдаться спокойному созерцанию чистой красоты картин, погрузиться в их живописный космос, в их сказочность и хоть немного научиться такому взгляду на мир, который исцеляет от расхристанности и суеты. Такие художественные творения не могут не пробуждать желания их анализировать, изучать, понимать, отдельно от всего остального. Вслед за логическим постижением, начинаешь чувствовать контраст между работами Никиты и тем, что творится вокруг, и осознавать, насколько мужественным и собранным должен быть художник, создающий подобные произведения.

Как и в европейском импрессионизме, в картинах Никиты отсутствует повествовательный или даже поэтический сюжет (который всегда доминировал в импрессионизме русском). Можно даже сказать, что содержание работ абстрактно, хотя оно и складывается из предметности. Но автор выражает свое состояние, сознательные и бессознательные ощущения. Главным героем остается сама живопись с огромным и сложным миром цветовых и тональных отношений, рельефов, композиционных решений. Люди, за редким исключением, полностью «вымываются» из картин или сливаются со средой, городской и природной. Полотна всегда монументальны, и по своей технике (фреска, темпера), и по своим художественным принципам: пространство в них стремится к декоративной плоскостности, время остановлено, даже мимолетные состояния природы превращены в покой, в тишину, в вечность.

Наблюдая за творчеством Никиты, можно сказать, что оно обладает большой степенью уверенного постоянства: он тот художник, который уже нашел свой стиль, и стремится теперь к его глубине. Но внутри этого стиля возможен широкий диапазон вариантов и поисков. В последние несколько месяцев в его работах появилось множество новых колористических соотношений, появилась ночь с воздушным бархатом зеленого и синего неба, яркие закаты с живыми струйками отражений, соленый морской ветер, неожиданный минимализм, выдвигающий в качестве главного героя картины гладь воды или шелест листвы, и многое другое. Все эти мотивы привезены Никитой из его новых европейских путешествий, но так ли важно из каких именно, когда живописью движет прежде всего изменение духа, а не перемена мест.

При взгляде на произведения Никиты Макарова остается чувство недосказанности, как будто что-то еще очень важное ускользнуло от внимания и тайна его работ осталась не разгаданной. Вероятно, так и должно быть, когда сталкиваешься с крупным художественным явлением.

***

Выставка продлится до 25 января 2011 года.

Источник: cleargallery.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110106_makarov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110106_makarov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх