«Хаос и классицизм: искусство Франции, Италии и Германии 1918–1936» в Музее Гуггенхайма
Экспозиция посвящена направлению «нового классицизма», распространившегося во Франции, Италии и Германии в период между двух мировых войн. Представлены произведения живописи, скульптуры, фотографии, архитектуры, киноискусства и модного дизайна
ДЖОРДЖО ДЕ КИРИКО
Отдыхающие гладиаторы. 1928–1929
Холст, масло. 157 x 198
Источник:
1 октября в Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк) открылась выставка «Хаос и классицизм: искусство Франции, Италии и Германии 1918–1936», темой которой является трансформация европейской культуры в период между двух мировых войн. Это первая подобная выставка на территории США.
После ужасов и хаоса Первой мировой войны европейская культура и искусство в поисках вечных ценностей возвращаются к классическому стилю. На смену довоенным экспериментам пришли темы человеческого героизма и рациональности. Полторы сотни произведений более 80 художников — живопись, скульптура, фотография, архитектура, кино и костюмы — демонстрируют попытки возврата к упорядоченности в ее отдельных проявлениях: поэтической мечте об античности Парижского авангарда, политической теории возрождения Римской Империи под властью Муссолини, функциональном утопизме интернационального стиля в архитектуре, зародившегося в Веймарской Высшей школе строительства и художественного конструирования — «Баухаузе», и приходе к холодной эстетике зарождающегося нацизма.
В экспозиции представлены работы выдающихся мастеров этого периода: Жоржа Брака (Georges Braques), Карло Карра (Carlo Carrà), Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico), Отто Дикса (Otto Dix), Фернана Леже (Fernand Léger), Аристида Майоля (Aristide Maillol), Анри Матисса (Henri Matisse), Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe), Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Джо Понти (Gio Ponti), Эмиля-Жака Рульмана (Emile-Jacques Ruhlmann) и Огюста Сандера (August Sander). Можно увидеть и работы художников, менее известных за пределами своих родных стран: Юлиуса Биссье (Julius Bissier), Феличе Казорати (Felice Casorati), Ахилла Фуни (Achille Funi), Марселя Громера (Marcel Gromaire), Огюста Эрбина (Auguste Herbin), Антона Гиллера (Anton Hiller), Генриха Хёрле (Heinrich Hoerle), Убальдо Оппи (Ubaldo Oppi) и Милли Штегер (Milly Steger). Многие из работ, составивших выставку, впервые демонстрируются в США.
Первые годы после окончания Первой мировой войны модернисты декларировали возврат традиционной эстетики: «возврат порядка» во Франции, «возврат искусства» в Италии и «Новую вещественность» в Германии. Пикассо стал лидером этого нового историзма и оказывал влияние на продвижение этой классицистической эстетики с 1918 по 1936 год.
Пикассо, хоть и был испанцем по происхождению, с 1904 постоянно жил во Франции. Его фигуративные картины начала 1920-х демонстрируют, как хорошо Парижский авангард вобрал в себя новую послевоенную эстетику. «Хаос и классицизм» представляет несколько его работ, а также другие примеры подобного стиля, такие как полотна с механизированными фигурами Леже и картины «комедии дель арте» Андре Дерена (André Derain) и Джино Северини (Gino Severini). Видное место во французском искусстве того времени занимает идея латинской цивилизации Жана Кокто (на выставке демонстрируются отрывки из его фильма 1930 года «Кровь поэта»). Архитектура и дизайн Ле Корбюзье (Le Corbusier), так же как и его пуристские картины, написанные вместе с Амеде Озанфаном (Amédée Ozenfant), проводят визуальную связь с абстракционизмом и синтетическим кубизмом. Нео-греческая мода Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet) и объекты Рульмана в стиле ар-деко переводят малопонятные теоретические аспекты «подражания классицизму» на язык функциональных предметов.
Публикация «Возвращение к ремеслу» де Кирико в журнале Valori Plastici о художниках Ренессанса Фра Анджелико (Fra Angelico) и Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) сыграла огромную роль в возрождении классицизма.
На выставке также представлены картины Массимо Кампильи (Massimo Campigli) и Джорджо Моранди. Архитектурные модели и объекты дизайна, в том числе макет здания Каза дель Фашио итальянского городка Комо по проекту Джузеппе Терраньи (Giuseppe Terragni) и фарфор Понти, демонстрируют влияние неоклассической парадигмы на итальянских модернистов. Классицистическая скульптура была широко развита в послевоенной Италии. Её примеры можно увидеть на выставке.
Синтез классических форм и современных технологий Мис ван дер Роэ стал центральным для явления, пересилившего экспрессионизм в межвоенной Германии. На выставке в Музее Гуггенхайма можно увидеть элементы его Павильона Германии в Барселоне (1929), включая обнаженную скульптуру «Утро» Джорджа Кольбе. Также представлены модернистские картины одного из прославленных преподавателей Баухауза Оскара Шлеммера (Oskar Schlemmer), увлекавшегося искусством Эпохи Возрождения, в частности, творчеством Пьеро делла Франческа. В Веймарской Германии противостоявшее экспрессионизму движение «Новой вещественности» вело поиск эстетической «чистоты». Работы Дикса, Георга Шольца (Georg Scholz), Георга Шримпфа (Georg Schrimpf) и Вильгельма Шнарренбергера (Wilhelm Schnarrenberger отражают этот рационалистический подход наряду с фотопортретами Огюста Сандера. Однако модернистская эстетика Германии приводит зрителей выставки к драматическим выводам. В то время как Веймарская республика рухнула и Адольф Гитлер пришел к власти в 1933, новый классицизм — парижские мифы, итальянские игры по ролям и немецкий поиск вещественности были чудовищным образом трансформированы в доктрину расового превосходства арийцев.
Выставка «Хаос и классицизм: искусство Франции, Италии и Германии 1918–1936» в Музее Гуггенхайма продлится до 9 января 2011 года.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101003_guggenheim.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101003_guggenheim.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.