Дмитрий Гутов: «Художник и смерть»
Сегодня в Галерее Марата Гельмана открывается выставка Дмитрия Гутова «Художник и смерть»
Сегодня, 27 апреля, в 19.00 в Галерее Марата Гельмана состоится открытие выставки Дмитрия Гутова «Художник и смерть».
По определению одного из столпов просветительской поэтики Готхольда Эфраима Лессинга, изобразительное искусство предполагает прежде всего и главное — соотношение тел, предметов в пространстве. Действие во времени («знаки выражения, следующие друг за другом») способна предъявить поэзия. «...Временная последовательность — область поэта, пространство — область живописца». Какое счастье, что доктрины придуманы для того, чтобы их преодолевать! Все великие живописцы, не считаясь с «умными» предписаниями, создавали ту реальность, которая живет по законам правды искусства. Пространственно-временной континуум — сущностная категория этой реальности. Фиксация временного потока предполагает восприятие формы как создающегося на глазах процесса, не завершенного, всегда находящегося в контакте с созидающим натуру (natura naturans — природа творящая) глазом.
Пульсация времени проявляется в различных формулах движения изображения. В каком жанре это движение удается передать наиболее виртуозно? Конечно же, в том, который наиболее честно и непосредственно фиксирует процесс созидания формы, ее становление. В рисунке. Рисунки Рембрандта — вершина гениального своеволия, чуждого и начетничеству «правильных» схем и случайности декоративного формотворчества. Каждый его опус подобен обнаружению единственно возможного в конкретный отрезок времени движения формы в пространстве. Так может быть только там, где логика создаваемой конструкции железная: в математике, музыке и поэзии.
Возможно ли проверить на практике, насколько «железна» логика рембрандтовского формотворчества? Следуя идеям Михаила Лифшица о тождественности в логосе бытия и его разумного содержания («я мыслю, следовательно, бытие мыслимо»), художник Дмитрий Гутов в прямом смысле занялся материализацией метафоры «железная логика». Старый металлолом (фрагменты кроватей, проволоку, трубы, сетки) он использовал как основу для увеличенных более чем в сто раз рембрандтовских рисунков. При помощи мастера Бориса Прудникова Гутов сварил рельефные композиции, стараясь максимально точно воспроизвести листы великого голландца. Результат ошеломляет. Подтверждается гениальность организации художественной формы, в которой, как в иероглифике (любимая тема для сравнений рисунков Рембрандта Гутовым), нет ничего случайного и «дизайнерского». Этот тезис проверяется как раз во время того самого движения, что является темой существования формы в рисунках голландца. Зритель общается с рельефами Гутова во время движения, и в процессе этого движения образ постоянно трансформируется, претерпевает метаморфозы (так называемый эффект параллакса, во многом обусловленный большой глубиной рельефа, ок. 45–50 см). Собственно рембрандтовский образ совпадает с собой лишь в одной зрительной точке. Однако композиция самой графической конструкции, переведенной в металл, столь совершенна и разумна, что во всех ракурсах, даже когда изображение становится чистой абстракцией, эстетические качества восхищают. В немалой степени и тем, что, несмотря на брутальность материала, сохраняется ощущение тончайшей каллиграфической маэстрии. Разумно устроенное разумно всегда. Что и требовалось доказать.
Сергей Хачатуров
Выставка работает до 23 мая 2010 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100427_gutov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100427_gutov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.