Art Investment

«Отцы и сыновья» в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств

В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств открыта выставка «Отцы и сыновья», посвященная 90-летию со дня рождения замечательных петербургских мастеров Петра Тимофеевича Фомина и Вячеслава Францевича Загонёка

В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств (Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17) открыта выставка «Отцы и сыновья», посвященная 90-летию со дня рождения замечательных петербургских мастеров Петра Тимофеевича Фомина и Вячеслава Францевича Загонёка. Помимо художественных произведений этих авторов, на выставке будет представлено творчество их сыновей, преподавателей Санкт-Петербургского академического института им. И. Е. Репина, Никиты Петровича Фомина и Владимира Вячеславовича Загонёка.

В биографиях П. Т.Фомина и В. Ф.Загонёка много общего: у обоих уже в детские годы проявилась склонность к творчеству, оба воевали, а вернувшись с войны, учились в Академии художеств — Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Затем многие годы обоих мастеров были отданы преподаванию. Художники принадлежат к одному поколению. Перенесенные в юности испытания стали для них тем жизненным опытом, который формирует личность, закладывает основы мировосприятия и становится неиссякаемым источником творческого вдохновения.

Служение искусству стало для них не только делом всей жизни, но и примером для младшего поколения. Никита Петрович Фомин и Владимир Вячеславович Загонёк тоже выпускники института им. И. Е. Репина и нынешние его педагоги. Именно им принадлежит замысел выставки. В Рафаэлевском, Тициановском и Екатериненском залах музея будет представлено около ста пятидесяти живописных произведений из семейных собраний и из Государственного Русского музея. Зрители смогут также ознакомиться с уникальными документами и фотографиями из семейных архивов.

В Рафаэлевском зале музея будет представлено творчество Петра Тимофеевича Фомина (1919–1996). Художник обращался к разным жанрам — от портрета до историко-бытовой картины. Но глубинная философская сущность искусства П. Т. Фомина с особой силой раскрывается в лирическом русском пейзаже. В простом, обыденном мотиве художник умеет увидеть и передать неброскую красоту родной земли. Пейзажи Фомина охватывают все грани жанра: морское побережье и северная деревня, среднерусские поля и леса, промышленный пейзаж и архитектура Петербурга, каналы Венеции и красота старых русских городов. Фомин уделял большое внимание живописной фактуре, в зависимости от характера натуры использовал различные приемы живописного ведения холста. Одни пейзажи написаны мелкими, слитными мазками, в других — корпусно положенная краска усиливает экспрессию выбранного мотива. Вся жизнь П. Т. Фомина — колоссальный неустанный труд: работа с натуры и в мастерской, выставки, педагогическая деятельность. Многие из его воспитанников стали известными художниками. И все же главный итог его жизни — светлые, лиричные произведения.

Очевидная преемственность традиций, несмотря на различие творческих методов, четко прослеживается в представленных на выставке работах Никиты Петровича Фомина. Отличительной особенностью его творчества является стремление к четкому, структурному построению холста, сочетающееся с тяготением к реалистическим традициям русской пейзажной живописи. Его произведения обладают ясной архитектоникой, их отличает отобранность мотива, точное использование цвета. Художественные произведения органично выявляют эмоциональное начало, причем в некоторых пейзажах видно сложное сочетание четкого в своей определенности рисунка, силуэта и одновременно волнующей живописной «зыбкости» форм. Находясь в постоянном поиске, размышляя и сомневаясь, так как «живопись — есть размышление с кистью в руке», он стремится выразить свое особое восприятие действительности. Вне зависимости от того, где создает он свои произведения — в Санкт-Петербурге, Париже, Пскове, Венеции или Риме, он продолжает быть петербургским художником в том значении этого слова, которое вмещает в себя высокое профессиональное мастерство и углубленное постижение живописной культуры своих предшественников.

В Тициановском зале будут представлены произведения Вячеслава Францевича Загонёка (1919–1994) из семьи художника и Государственного Русского музея («Утро», 1958–1960; «Гроза прошла», 1960–1961; «Цветет черемуха», 1962–1964). Его картины воссоздают поэтический образ нашей недавней истории — 1950–80-х годов. Главным жанром творчества Загонёка при его жизни многие критики считали пейзаж. Сам художник не был согласен с этим мнением. И хотя его глубокое, исключительно самобытно выраженное чувство красоты природы действительно определяет обаяние всех полотен мастера, во многих его картинах главная роль принадлежит героям своего времени, их глазами видит зритель, их образами одухотворены сцены крестьянского труда, повседневной жизни. Оставаясь в характерной стилистике завоеваний русской живописи 1960–70-х годов, картины В. Ф.Загонёка привлекают «своей беспокойной, чуть угловатой ритмикой, гармонией светлых красок, а также несколько графичным и одновременно декоративным языком». «В своих картинах — говорил художник, — мне всегда хотелось передать свое восхищение как перед все время меняющейся природой моей Родины, так и перед моим современником — человеком труда, хотелось передать его неразрывную связь с природой, его духовную красоту. Я всегда ищу поэтическую сторону многосторонней действительности».

В Екатерининском зале музея вниманию зрителей будут представлены художественные произведения Владимира Вячеславовича Загонёка. Следовать заветам отца в искусстве, но в то же время идти самостоятельным художническим путем — эти два обстоятельства во многом определили разнообразие творческих интересов художника и его поиски своего живописного языка. В 1980-е годы В. Загонёк обратился к натюрморту, который до сих пор остается его излюбленным жанром. Именно в натюрморте художник стремится решать те профессиональные задачи, которые волнуют его сегодня; в нем просматриваются своеобразное «конструирование» композиции, необычайно эмоциональная насыщенность живописного строя произведения и пластическая взаимосвязь составляющих натюрморт предметов. В работах художника много старинных вещей — накопителей и хранителей энергии прошлого. Китайские веера, перламутровые раковины, медные кувшины, музыкальные инструменты — весь этот реквизит глубоко символичен и несет на себе печать историзма. В этих работах, используя богатые возможности живописного языка, фактурную технику, художник добивается решения сложной задачи создания таинственного волшебного мира живой и неживой природы, делая живопись драгоценной, когда она кажется сотканной из тончайших цветовых нюансов.

В замысле выставки нет идеи сопоставления. Она демонстрирует преемственность традиций Петербургской живописной школы, несмотря на различия методов работы, художественного языка и творческого мировосприятия.

Выставка открыта до 20 декабря 2009 года.

Источник: nimrah.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091208_fomin_zagonek.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091208_fomin_zagonek.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».