Джон Констебл: портреты знаменитого пейзажиста
В лондонской Национальной портретной галерее недавно открылась выставка, посвященная портретной живописи английского художника Джона Констебла
С 5 марта по 14 июня в лондонской Национальной портретной галерее проходит выставка работ Джона Констебла (John Constable, 1776–1837), который считается одним из лучших британских пейзажистов. Однако он также добился больших успехов в портретной живописи, что очень хорошо показано в экспозиции, объединяющей более 50 работ автора и охватывающей 30 лет его творческой деятельности. Эта первый подобный проект, посвященный именно портретам кисти знаменитого мастера.
В экспозицию вошли автопортреты, живописные и графические работы с изображениями членов семьи и друзей художника, в том числе очень трогательные портреты его жены и детей. На выставке также представлены картины, написанные Констеблом на заказ, на которых можно увидеть представителей среднего и высшего класса, живших в провинции: священников, мелкопоместных дворян, членов зажиточных семей английских негоциантов. А дополняют портретную экспозицию прекрасные пейзажи, в которых художник запечатлел окрестности домов, где он жил. По замыслу организаторов, они помогают лучше передать обстановку того времени.
Портреты Констебла можно назвать уникальным явлением в английском искусстве начала XIX века, и в совокупности они дают прекрасное представление о его жизни и творчестве.
Джон Констебл был вторым сыном владельца мельницы Голдинга Констебла (Golding Constable) из Ист-Бергхольта (графство Саффолк) и его жены Анны. Родители хотели, чтобы он продолжил дело отца или стал священником и, конечно, были против его художественного увлечения. Поэтому, пока Джон в основном жил за счет родительских средств, его талант живописца томился под спудом.
В 1799 году он уехал в Лондон и поступил в Королевскую Академию. Несмотря на то, что у него была квартира в британской столице, Констебл очень часто приезжал в родной дом и подолгу там задерживался. Во время этих поездок он много писал пейзажи Ист-Бергхольта, прилегающие к нему места и особенно окрестности мельницы его отца во Флэтфорде.
Дружба занимала важное место в жизни и творчестве Джона Констебла. Он жаждал общения, но не стремился обзавестись большим числом знакомств, а скорее, наоборот, предпочитал замкнутый круг по-настоящему близких друзей. С его ранних портретов на нас смотрят его родственники и покровители, с которыми он был на дружеской ноге. В 1806 году Констебл создал целую серию набросков, изображавших людей в непринужденной обстановке. Эти живые сценки Георгианской эпохи отражают наблюдательность автора и его удовольствие от светской жизни. Констебл был проницателен и обладал хорошим чувством юмора. Он также часто писал симпатичных молодых девушек. Но даже самые лучшие из них не приукрашены — в отличие от светских красавиц на полотнах Джошуа Рейнольдса (Joshua Reynolds) или Томаса Лоуренса (Thomas Lawrence). В работах Констебла они остаются самими собой.
Художник очень долго ухаживал за своей будущей женой, Марией Бикнелл (Maria Bicknell). Ее семья выступала против этого брака. Эта враждебность объяснялась причинами финансового характера: Констебл как художник зарабатывал слишком мало для того, чтобы прокормить даже самого себя, — а что уж говорить о жене и детях.
Отец Марии, адвокат Чарльз Бикнелл (Charles Bicknell), помимо прочих клиентов часто занимался делами самого принца-регента, будущего короля Георга IV. А ее дед, преподобный Дюран Рудд (Durand Rhudde), был состоятельным приходским священником в Ист-Бергхольте, и у него, по-видимому, когда-то произошла размолвка с семейством Констебл. И отец, и дед девушки небезосновательно считали неудавшегося пейзажиста неподходящей партией для Марии, у которой уже тогда обнаружились признаки туберкулеза. Ухаживания Констебла длились семь лет, и все эти годы родственники Марии неоднократно пытались разлучить влюбленных. Однако в конце концов свадьба состоялась. В октябре 1816 года в лондонской церкви Св. Мартина-в-полях Марию и Джона обвенчал его друг, преподобный Джон Фишер (John Fisher).
Первое время супруги жили очень счастливо. Они снимали дом на Кеппел-стрит в районе Блумсбери, откуда Констебл писал Фишеру: «[Здесь прошли] пять самых счастливых и самых интересных лет моей жизни. <…> В этом доме родились мои дети, здесь ко мне пришла слава. Ни тем, ни другим я бы не стал меняться ни с кем на свете».
Именно в эти годы он создал множество наполненных счастьем рисунков Марии и детей в саду в Хемпстеде, и в комнатах, предположительно, того самого дома на Кеппел-стрит. Но с середины 1820-х годов семейная жизнь Констебла была омрачена болезнью Марии: ее состояние начало ухудшаться. Художник был охвачен заботами о здоровье жены и детей и старался сделать все возможное, чтобы заработать достаточно для их достойной жизни. Мария скончалась в ноябре 1828 года, оставив на попечение мужу семерых детей. Эта потеря оставила в душе Констебла глубокий след, не изгладившийся до конца его жизни, а главным утешением художника стали дети.
Вскоре после свадьбы и затем после рождения детей художник, для того чтобы прокормить семью, активно занялся портретной живописью: никогда более из-под его кисти не выходило столько портретов, как в 1818 году. В работах этого времени чувствуется новая, более зрелая манера мастера. Но после 1819 года Констебл получил признание как пейзажист и писал портреты все реже и реже.
Тем не менее он окончательно не отказался от этого жанра. Лучше всего ему, как и многим другим художникам, удавались изображения близких людей. Его персонажи — люди не столь значительные, как фигуры на полотнах ведущих портретистов того времени Лоуренса и Рейнольдса. Это священники и их жены, мелкопоместные дворяне, адвокаты и доктора. Именно они являются героями романов современницы Констебла знаменитой писательницы Джейн Остин (Jane Austen).
Во время подготовки к выставке в Национальной портретной галерее организаторы провели ряд исследований и сделали очень ценное открытие. Куратор Тейт Энн Лайлз (Anne Lyles) вместе с писателем и критиком Мартином Гейфордом (Martin Gayford) обнаружили доказательства, подтверждающие атрибуцию написанного в 1805 году портрета матери художника, Анны, самому Джону Констеблу. Прежде всего в пользу такой атрибуции говорит размер произведения: портрет чуть меньше поясного, но с изображением рук. Именно этот формат Констебл чаще всего использовал для портретной живописи на раннем этапе творчества, до 1814 года. Кроме того, картина написана на холсте поставщика Томаса Брауна с Хай-Холборн-стрит (Thomas Brown of High Holborn Street), у которого Констебл покупал материалы.
Эти данные помогли идентифицировать личность человека на другом портрете кисти Констебла, который, как и портрет Анны, входит в коллекцию объединения музеев Колчестера и Ипсвича. Раньше считалось, что на этом полотне изображен учитель художника доктор Томас Лекмер Гримвуд (Thomas Lechmere Grimwood). Основанием тому служила соответствующая запись в каталоге аукциона Sotheby’s, состоявшегося в декабре 1926 года, на котором были проданы оба вышеупомянутых произведения. Однако Лайлз и Гейфорд, сравнив эту работу с портретом отца художника, Голдинга Констебла, 1815 года из коллекции Тейт, обнаружили, что мужчины на обоих портретах внешне схожи. Помимо этого, исследователи заметили, что книга, которую модель на исследуемом портрете держит в руках, очень похожа на семейную Библию Констеблов, сохранившуюся до наших дней. А размер холста, на котором написана картина, совпадает с размером портрета Анны. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что портрет матери художника и исследуемый мужской портрет — парные портреты родителей Джона Констебла. В пользу этого свидетельствует и общая история бытования этих работ. Обе они передавались по наследству в одной из ветвей семейства Констеблов, затем были проданы на аукционе Sotheby’s в декабре 1926 года, а позднее подарены объединению музеев Колчестера и Ипсвича.
Этот вывод находит подтверждения и в переписке художника. В коллекции галереи Тейт имеются два парных портрета родителей Констебла, которые он сделал в 1815 году, после смерти Анны Констебл, по просьбе своей родственницы Гарриет Савиль (Harriet Savile). В письме он сообщает ей, что напишет картины «с тех, которые у нас уже есть». Эти слова, как полагают специалисты, как раз и относятся к двум портретам из собрания объединения музеев Колчестера и Ипсвича.
Два портрета Голдинга Констебла, 1805 и 1815 года, представлены на выставке в лондонской Национальной портретной галерее. А портрет Анны Констебл 1805 года сейчас экспонируется в художественной галерее Уолси в Ипсвиче.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090307_constable_in_npg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090307_constable_in_npg.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.