Ретроспектива Василия Ватагина в Третьяковской галерее
Сегодня в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу открывается первая масштабная ретроспектива Василия Ватагина
Сегодня в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу открывается первая масштабная ретроспектива Василия Ватагина, прославленного скульптора-анималиста и иллюстратора многих книг, включая «Маугли» Р. Киплинга. Выставка посвящена 125-летию со дня рождения мастера и продлится до 15 февраля 2009 года.
Василий Алексеевич Ватагин (1884–1969) стоял у истоков современной российской анималистики. Однако, помня ватагинскую скульптуру в собрании Третьяковской галереи, публика не знает многих граней творчества художника, работавшего в разных видах искусства — от научной иллюстрации до монументальных росписей. Так, никогда прежде не выставлялась его живопись, хранящаяся в Дарвиновском музее. На юбилейной выставке в ГТГ она впервые показана не как научное пособие или декоративно-оформительская работа, но как художественное явление.
Вместе с тем зритель получает возможность оценить роль, сыгранную художником в формировании современного «экологического» взгляда на мир. Сегодня Ватагин-мыслитель особенно интересен: видевший в природе образец совершенства и гармонии, раньше многих он обозначил нравственно-этические проблемы отношения к природе, актуальность которых возрастает с каждым днем.
Посвятить себя изображению живой природы Ватагина заставили два равновеликих увлечения — наука и искусство. Занятия живописью, скульптурой и графикой он совмещал с деятельностью ученого-зоолога, а выставляться начал со студенческих лет. Важную роль в становлении мастера сыграл К. Ф. Юон, когда студентом естественного отделения Московского университета Ватагин посещал художественную школу К. Ф. Юона и И. О. Дудина. Поначалу Ватагин был удивлен негативной реакцией маэстро на рисунки, добросовестно передающие натуру. Помня вопрос Юона: «А где же искусство?», — Ватагин долгие годы изживал в себе ученого-натуралиста, добиваясь достоверного, но обобщенного образа животных.
Артистический почерк Ватагина складывался в том числе и под влиянием впечатления от путешествий — по России, в Грецию, Италию, Германию, Индию и пр. Собирая материал об экзотических животных для Московского университета, будущий художник делал зарисовки в зоопарках Западной Европы и изучал подлинники мирового искусства в музеях. От скульптуры Древнего Египта — мощь и обобщенность ватагинских образов, экспрессия и лаконизм формы, изысканность силуэта. Маэстрия Ватагина тем более удивительна, что ремеслом скульптора он овладел без специального образования, а трудоемкую обработку дерева и камня выполнял самостоятельно, обходясь без помощников.
Опираясь на фундаментальное знание природы, мастер одним из первых ввел в искусство новое для своей эпохи понятие психологии животных. Он подмечал пластику и повадки каждого зверя, подчеркивал уникальное и характерное, наделял образ эмоциями. В стремлении к выразительности скульптор использовал возможности различных материалов: мрамора, фаянса, терракоты, майолики, резной кости. Но всем им предпочитал дерево, которым увлекся в 1910-е годы вслед за А. С. Голубкиной и С. Т. Конёнковым (нередко их работы соседствовали на выставках с ватагинскими). Активно совершенствуя мастерство, зная современные тенденции, на равных с профессионалами он входил в Московское товарищество художников (1909–1924) и Общество русских скульпторов (1926–1932).
Ретроспектива базируется на собраниях двух музеев — хранителей крупнейших коллекций работ Ватагина (ГТГ и ГДМ) и охватывает все периоды его творчества. Среди лучших ранних работ — рельефы «Сидящий кондор» и круглая скульптура «Обезьяна» (оба — 1908), «Идущий слон» (1911), «Орел» (1913). Образ «звериного достоинства» у Ватагина нередко окрашен лиризмом и мягким юмором. Вплоть до конца жизни художник не утратил способности вести с животным миром диалог на основе чуткого понимания и уважения, ощутимого и в поздних шедеврах «Медведь, балансирующий на шаре» (1955), «Пингвин с птенцом» (1960).
Коллекция музея города Тарусы, где художник жил с 1913 года и был похоронен, и архив семьи Ватагиных помогли Третьяковской галерее обрисовать творческий диапазон мастера и раздвинуть жанровые рамки его творчества. Открытием для зрителя станут выполненные в 1920-е годы «Портрет В. Поленова» из Тарусской картинной галереи и «Портрет матери» из собрания семьи автора.
Присущая Ватагину-скульптору монументальность, ясность языка отразилась и в его крупноформатной графике, и в работе живописца-монументалиста. Много сил художник отдал оформлению экспозиционного пространства музеев: Исторического, Зоологического музея МГУ, но прежде всего Дарвиновского. Государственный Дарвиновский музей, где мастер работал на протяжении почти всей жизни, с 1908 по 1961, предоставил Галерее свыше 60 графических и живописных работ, созданных в 1920–1950-е годы. Яркие панно «Северные олени на переходе» (1920), «Райские птицы» (1930-е), «Пума в джунглях Бразилии» (1946) и др. впервые выходят из запасников на суд зрителя.
Выставка, собравшая около ста экспонатов, сопровождается каталогом, где рядом с произведениями Ватагина впервые опубликованы архивные фотографии.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/2008122008_vasily_vatagin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/2008122008_vasily_vatagin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.