Выставка Тимура Новикова в Москве
В московском музее ART4. RU открылась выставка Тимура Новикова. Творчество создателя петербургского неоакадемизма представлено фирменными «тряпочками» ― картинами-коллажами на ткани
В московском музее
О Тимуре Новикове (1958–2002) в Петербурге принято говорить либо хорошо, либо очень хорошо. Он придумал все: новый экспрессионизм «новых художников», неоакадемизм Новой академии изящных искусств, Сергея Бугаева (Африку), Владика Мамышева-Монро, группу «Кино» и Виктора Цоя, «Поп-механику» и Сергея Курехина, клипы, рейв, драйв, дендизм, декаданс, гомоэротику, православие и евразийство... И даже «Ассу» Сергея Соловьева тоже придумал он. Подробнее с этой детально разработанной мифологией можно ознакомиться в сборнике мемуаров и интервью о художнике «Тимур. “Врать только правду!”», составленном нештатным агиографом петербургских неоакадемистов Екатериной Андреевой. Но одно несомненно: до Тимура Новикова в Петербурге (вернее, тогда еще Ленинграде) было андеграундное искусство, а с его приходом началось актуальное. И новиковские «тряпочки», возникшие в середине 1980-х, стали своего рода железным занавесом, который отделил одно от другого.
Ведь что такое был андеграунд? Подвиг и мученичество. И выползающий из подполья на очередную квартирную выставку художник, навьюченный своими нетленными творениями, как святой веригами или как ишак бурдюками, был фигурой монументальной, трагической и тяжеловесной. А тут этакий франт налегке с почти что невесомыми «тряпочками», артистично въезжающий в выставочный зал на велосипеде и за считаные секунды разворачивающий свою экспозицию. Тряпочные картины, в отличие от «нормальных», оказались, кстати, не просто легко транспортабельными, но и свободно перевозимыми за границу, так что выставку для какого-нибудь Стеделийка или Всемирного торгового центра можно было увезти в одном чемоданчике. Неправильные картины (не то что без рам — без подрамников) всем своим видом говорили, что нет границ между искусством и жизнью. И разбитная компания тимуровцев ― вначале «новые художники», потом «новые академики» ― подтверждала этот тезис собственным живым примером. В общем, легкость необыкновенная, хлестаковская, бесившая тяжеловесов нонконформизма.
Легкость этого искусства была программной: легкость жеста, легкость исполнения. Два куска ткани, хоть атлас, хоть «бабушкин ситчик», сшитые как бы по линии горизонта, так что верхний лоскут становится небом, а нижний ― морем, или тундрой, или пустыней, и на них мелкие значки-пиктограммы: домик, кораблик, самолетик, птичка, солнышко, елочка, верблюд... Так рисуют дети, пещерные люди, умудренные опытом примитива авангардисты и умудренные опытом авангарда трансавангардисты ― экспрессионисты 1980-х. В горизонтальности композиций обнаруживалось врожденное петербургское чувство пространства, помноженное на конструктивистский плакат и иконную метафизику. За видимой простотой скрывалось изучение лубочных картин Михаила Ларионова, супрематизма Казимира Малевича и даже трактата академика Раушенбаха о пространственных построениях в живописи. Но скрывалось очень тщательно, чтобы любая «картина-горизонт» выглядела вдохновенной моцартовской импровизацией. И только маленький квадратик черный, тут замаскированный под Каабу, а там являющийся сам собой, подсказывал, что здесь происходит иронический диалог с Малевичем.
Где-то в 1990-м, провозгласив эпоху неоакадемизма, Тимур Новиков с той же легкостью сменил эстетику, и неоавангардистский тряпочный плакат превратился в консервативно-декадентские хоругви, под которыми он ― в новом образе облаченного в неизменный черный сюртук Учителя с окладистой бородой и при трости с цилиндром ― проповедовал классику и возврат к вечным ценностям. На полотнище золотой парчи воцарился Аполлон Бельведерский, попирающий «Красный квадрат». И опять тимуровские коллажи ― с фотографиями Оскара Уайльда, амуров, Аполлонов, российских императоров и православных святых в рамочках из золотой тесьмы поверх роскошных «индийских огурцов» ― стали красной тряпкой, но на этот раз для прогрессивных деятелей актуального искусства. Чем еще раз обнаружили тайное родство настоящего авангарда с мулетой матадора, проявившееся еще во времена «Красного квадрата» и желтой кофты Маяковского.
Выставка продлится до 30 июня 2008 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080604_timur_novikov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080604_timur_novikov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.