Русская живопись XIX–XX века на 460-м AI Аукционе
ARTinvestment.RU   09 декабря 2022

ARTinvestment.RU представляет шедевры классического искусства XIX и ХХ веков и редкие работы неофициальных художников 1960-х годов на аукционе 12 декабря 2022 года

В понедельник, 12 декабря, в 12:00 откроется очередной, 460-й AI Аукцион. В каталоге собран 21 лот.

Окончание торгов в пятницу, 16 декабря, в 12:00.

Все работы можно увидеть на аукционной выставке в офисе ARTinvestment.RU по адресу: Москва, Гороховский переулок, 7.


ПЕРОВ Василий Григорьевич (1834–1882) Охота на медведя зимой. 1879
Холст, масло. 94 × 144

Кистью Василия Григорьевича Перова, одного из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, выполнен холст «Охота на медведя зимой» (1879). Перов написал целый ряд полотен, посвященных теме охоты. Среди них «Птицелов» (1870), за которую он был удостоен профессорского звания, «Охотники на привале» (1871), «Голубятник» (1874). Эти знаменитые произведения сейчас украшают музейные собрания Третьяковской галереи и Русского музея.

Один из характерных и наиболее ярких образцов воплощения охотничьей тематики в творчестве Перова — «Охота на медведя зимой» (1879) — работа музейного уровня, находящаяся (редчайший случай!) в частном собрании. Страстный охотник и знаток охоты, Перов написал зимнюю сцену осады медведя в его берлоге — способ охоты, характерный для северных народов. Полотно создано по заказу журнала «Природа и охота», и в 1880 году в качестве премии для читателей журнала с него была напечатана олеография. В 1883 году гравюра на дереве с картины была напечатана в журнале «Нива» (№ 10. С. 228). Работа приведена в основополагающей для изучения наследия художника монографии Н. П. Собко «В.Г.Перов, его жизнь и произведения» (СПб, 1892), а также во многих позднейших исследованиях, посвященных его творчеству.


САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830–1897) Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца. 1858
Холст, масло. 56,5 × 80

Лирический пейзаж Алексея Кондратьевича Саврасова «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца» (1858) — произведение в своем роде исключительное. Большинство относящихся к 1854–1858 годам пейзажей окрестностей Москвы и Санкт-Петербурга, написанных Саврасовым, сегодня известны только по документам. Сохранились сведения о том, что для пяти заказчиков в 1856–1857 годах были написаны семь полотен — в частности, картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении», «Вид Кунцева», «Окрестности Ораниенбаума». Местонахождение всех семи полотен не установлено. Из созданных Саврасовым в 1858 году шести картин «Виды различных местностей» сегодня известна только одна — «Сельский вид в окрестностях Москвы при закате солнца», находящаяся в частном собрании.

В ХХ веке работа неоднократно экспонировалась, воспроизведена в посвященных творчеству А. К. Саврасова монографиях Н. Н. Новоуспенского (1967) и Ф. С. Мальцевой (1977). «Важным образным элементом этой картины является полуфантастическое свечение желто-зеленого неба с розовыми облаками. Картина интересна еще и тем, что здесь впервые у Саврасова первый план утратил значение наиболее подробно разработанного участка композиции. Внимание зрителя фиксируется прежде всего на втором плане и далях, где сосредоточено сюжетное действие. Пройдет некоторое время, и приглушенность переднего плана станет характерной для многих пейзажных картин художника. Саврасов теперь стремится к более широкому обобщению и акцентированию главного в картине».


КУИНДЖИ Архип Иванович (1842–1910) Радуга. Конец XIX — начало XX века
Холст, масло. 26,5 × 37,5

Концом XIX— началом ХХ века датируется масло «Радуга» Архипа Ивановича Куинджи. В это время художник после многих лет отказа от экспозиций вновь начал выставляться, и мотив радуги, появившийся в этот период, стал своеобразным символом возвращения художника к публичной деятельности. Импрессионистом Куинджи не был, однако именно о нем Александр Бенуа написал: «Для русской живописи необходимо было появление своего Моне — такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то едва ли нужному придатку».


ШИШКИН Иван Иванович (1832–1898) На окраине леса. 1871
Холст, масло. 60 × 45,4

Картина одного из главных русских пейзажистов второй половины XIX века, Ивана Ивановича Шишкина «На окраине леса» (1871) относится к началу зрелого периода творчества художника, внесшего большой вклад в формирование русского реалистического пейзажа. Картина содержит узнаваемые черты авторского почерка, в котором тонкое натуралистичное изображение природных видов сочетается с передачей эмоционально-духовных аспектов восприятия русского пейзажа.


БЕНУА Александр Николаевич (1870–1960) Вид на Большой театр в Санкт-Петербурге зимой 1885 года
Бумага на картоне, акварель, белила, тушь, перо, графитный карандаш. 34,7 × 53 (картон-основа), 34,3 × 53 (лист с рисунком)

Высокой художественной, исторической и, можно даже сказать, семейной для художника ценностью обладает акварель Александра Николаевича Бенуа «Вид на Большой театр в Санкт-Петербурге зимой 1885 года». В своих мемуарах Бенуа пишет: «В смысле внешней архитектуры я предпочитал Большой театр Мариинскому. Уж очень внушителен был его портик с толстенными ионическими колоннами, под который подъезжали кареты, высаживавшие публику у дверей в театр. Остальная грандиозная масса этого здания представлялась мне каким-то вместилищем таинственных чудес. Характеру чудесного способствовал ряд круглых окон, тянувшихся во всю длину крыши, и даже та уродливая толстая несуразная железная труба с капюшоном поверх, которая как-то асимметрично сбоку возвышалась над зданием, обслуживая нужды вентиляции».

1885-й год в названии работы — значимая дата. В следующем, 1886-м году красавец театр Тома де Томона, восстановленный после страшного пожара дедом художника Альберто Кавосом и простоявший ровно полвека, был частично разобран и в том виде, как он изображен на рисунке, перестал существовать. Александр Бенуа поместил эту акварель на фронтиспис лондонского издания своей книги «Воспоминания о русском балете» (1941). Позже акварель неоднократно экспонировалась и публиковалась.


ШВАРЦМАН Михаил Матвеевич (1926–1997) С внуком. 1960
Холст, масло. 83 × 60

Написанный в 1960 году холст «С внуком» Михаила Матвеевича Шварцмана — это редчайшая фигуративная и вообще «светская» работа известного во всем мире классика отечественного искусства, создателя иератизма — религиозно-философской концепции и нового направления в беспредметном искусстве середины ХХ века. Михаил Шварцман называл себя иератом — проводником божественного начала, а свои произведения в системе знаково-архитектонических кодов — иературами, формами присутствия божества.

Фигуративный портрет «С внуком» относится к циклу «Лики» 1950-х годов, ставшему одной из основ будущей концепции иератизма. Работа имеет безупречный провенанс: она находилась в собрании Варшавского, врача М. Шварцмана, затем бытовала в частном собрании и сегодня впервые представлена на аукционе в России.


ХАРИТОНОВ Александр Васильевич (1931–1993) Королева в пути. 1961
Холст, масло. 48 × 74,5

Ранним периодом, 1961 годом датирован холст «Королева в пути» Александра Васильевича Харитонова. «Харитонов обладал особым видением цветового пространства. В своей живописи он, казалось, стремился расщепить цветовое “ядро” картины на отдельные “атомы”, для чего обычно начинал писать картину большой кистью, широким мазком, затем кистью меньших размеров, а заканчивал работу совсем маленькой тонкой кисточкой, полагая, видимо, что только такой кистью можно сделать все, что требуется в настоящей высокоценной по живописи и рисунку картине», — вспоминал Владимир Немухин.

«Моя живопись зиждется на трех китах: византийская иконопись, древнерусская иконопись и церковная вышивка драгоценными камнями, жемчугом, бисером, — говорил художник. В раннем полотне «Королева в пути» (1961) авторская манера художника совершенно узнаваема, вместе с тем оно вызывает ассоциации с произведениями художников круга «Голубой розы». На антикварном рынке подобные работы 1960-х годов, предшествующих более позднему периоду пуантилизма в творчестве художника, встречаются крайне редко.


СИТНИКОВ Василий Яковлевич (1915–1987) Фигура. 1964
Бумага, масло. 80 × 56,5 (в свету)

Творчество Василия Яковлевича Ситникова, еще одного представителя андеграунда 1960-х, представлено работой «Фигура» (1964). «Вася — русский сувенир», как его называли в неофициальной среде, не дождался ни одной прижизненной выставки. Современники называли его «юродствующим гением», сама личность этого человека, «официального сумасшедшего», сумевшего быть творчески свободным в несвободной стране, вызывала и вызывает до сих пор много противоречивых суждений, слухов и легенд.

Пользуясь советами А. В.Фонвизина и изучая живопись старых мастеров (важную и для живописного метода символистов-голуборозовцев), Ситников выработал собственную художественную систему, исходя из разработки световоздушной и пространственной концепции символизма. Ее краеугольные камни — понимание света и формы в пространстве. Свет трактовался Ситниковым не импрессионистически, как внешний, а символистски, как внутреннее свечение, идущее на зрителя из глубины картины или графического листа.

Позже Ситников создал собственную систему обучения. «Школа Ситникова» стала явлением не только неофициального, но и в целом русского искусства второй половины ХХ века, поэтому особую ценность и для коллекционеров, и для исследователей творчества художника имеют уникальные обширные авторские комментарии, написанные от руки по обеим сторонам женской фигуры.

«Фигура» (1964) происходит из собрания Олега Каплина, фотографа и друга Ситникова; снимки Каплина — подлинная документация жизни и творчества художника — многократно опубликованы.


НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович (1925–2016) Pointing Cеntaur (Кентавр указующий). 1990-е
Тираж 9 экземпляров. Экземпляр № 1
Бронза. 55,5 × 55,9 × 20,5

В бронзовой композиции Эрнста Иосифовича Неизвестного «Кентавр указующий» (1990-е), воплощен ключевой для скульптора персонаж античной мифологии, олицетворяющий в его глазах двуединство человеческой природы. Такая же композиция в увеличенном масштабе и под названием «Великий кентавр» была подарена автором штаб-квартире ООН в Женеве. Статуя установлена в парке Ариана у Дворца Наций.


НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Супер слон. 1991
Холст, акрил, коллаж. 99,7 × 90

Композиция Владимира Николаевича Немухина «Супер слон» (1991) создана под влиянием художественного наследия мастеров русского авангарда, прежде всего Казимира Малевича и Эль Лисицкого. Именно отсюда использование в ней ярких насыщенных цветов и строгость геометрических построений. Однако Немухин сохраняет следы «вещного» мира и, в отличие от супрематистов, не абстрагируется полностью от реальности: в основе геометрической композиции лежит фигуративный мотив огромного слона. Композиционная формула, найденная в этой работе, оказалась настольно удачной и важной для художника, что позже на ее основе он создал несколько вариаций в различных техниках исполнения.


КОШЛЯКОВ Валерий Николаевич (1962) Без названия (Башня). 2001
Холст, акрил, коллаж, смешанная техника. 199,3 × 149,8

Утопический город предстает в недатированной работе «Без названия» Валерия Николаевича Кошлякова — одного из самых интересных и востребованных современных мастеров. В характерной авторской манере на холсте воплощены архитектурные фантазии, в которых проступают черты греческой, римской и неоклассической (в духе сталинского ампира) архитектурной традиции.

Работа обладает всеми достоинствами коллекционных кошляковских предметов в собрании современного искусства: отличный размер (200 × 150), характерная манера, основная (на долгие годы) тематика произведений: художнику интересны символы мировой классической культуры — архитектура и памятники прошлых эпох, и сюжет, авторская трактовка которого уже три десятка лет вызывает споры у любителей творчества художника. Для одних его работы «не только напоминают о неумолимом беге времени, о разрушительном законе энтропии, об исчезновении древних культур, но и свидетельствуют о современном мире, который, несмотря на все достижения цивилизации, оказывается как никогда хрупким и уязвимым» (Анна Арутюнян, mmoma.ru). Другие видят в них проявление оппозиции к реальности в редуцированной форме и утверждение вечности канонов старого искусства: «В античности нельзя разочароваться, что бы с ней ни делать — ломать или реставрировать. <…> Ностальгические напоминания о вечности, пусть и превращенные в тень, должны намекать на ложность той картины действительности, которую нам внушает массовая культура» (В. С. Турчин).

Вместе с представленными работами на торги будут выставлены две иконы, а также произведения Константина Коровина, Константина Сомова, Наталии Гончаровой, Осипа Цадкина, Оскара Рабина, Владимира Яковлева, Владимира Янкилевского, Михаила Шемякина.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20221209_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20221209_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх