Мы новый мир построим…
ARTinvestment.RU   19 марта 2019

20 марта 2019 (в среду) в 19 часов в московском отеле «Националь» (зал «Славянский») будет проведен аукцион «Советский и постсоветский авторский и малотиражный фарфор и фаянс. 1917 год — начало XXI века», организованный фирмой «Среди коллекционеров»

Издан иллюстрированный каталог предстоящего мероприятия (его тираж составляет 120 экземпляров). Всего на торгах представлено 475 лотов.

Онлайн-каталог аукциона.

На весеннем аукционе «Среди коллекционеров» любителям искусства будут предложены уникальные образцы авторского, выставочного и малотиражного фарфора, фаянса, майолики, терракоты, шамота, особые и образцовые экземпляры, изготовленные на отечественных фарфоро-фаянсовых предприятиях, в мастерских скульпторов и художников. Многие работы, опубликованные в аукционном каталоге, созданы авторами в нескольких экземплярах, они впервые вводятся в научный оборот и появляются на антикварном рынке.

Открывает иллюстрированный каталог мартовского аукциона творческое наследие Государственного (бывш. Императорского, позднее — Ленинградского) фарфорового завода. В этом разделе представлены декоративные вазы, блюда и тарелки, плакетки, чайные пары, скульптура и другие изделия, выполненные на предприятии самыми яркими скульпторами и художниками, создававшими новый — революционный советский фарфор: Н. Я. Данько, С. В. Чехониным, М. М. Адамовичем, Н. С. Благовещенской-Васильяновой, К. С. Рыжовым, А. В. Щекатихиной-Потоцкой и др. Работы этих авторов являются желанной находкой для любителей раннего советского «белого золота». Декоративная тарелка с агитационной надписью «Упущение времени — смерти безвозвратной подобно» (лот 3) расписана живописцем по фарфору Надеждой Сергеевной Благовещенской-Васильяновой (1881–1967), исполнявшей на Государственном фарфоровом заводе в 1920–30-е росписи изделий. Н. С. Благовещенская училась в Рисовальной школе ОПХ, с 1906 участвовала в выставках. В конце 1930-х она ушла с завода и позднее работала реставратором икон в мастерской при ГРМ, что привело к забвению её имени как художника по фарфору (в авторитетных каталогах появилось даже упоминание о её смерти в 1943–1944). Произведения художницы хранятся в Государственном Русском музее, Музее-усадьбе «Кусково». Выделим работы ведущего скульптора-фарфориста ГФЗ — ЛФЗ Наталии Яковлевны Данько, автора фигур «Работница, вышивающая знамя», «Матрос», «Милиционерка», «Грузчики», «Голод», «Вацлав Нижинский в балете “Видение розы”», «Анна Ахматова», «Мейерхольд», шахмат «Красные и белые» и других фигур, ставших настоящей энциклопедией жизни Советской России в фарфоре. После отъезда В. В. Кузнецова из Петрограда (он работал на ИФЗ — ГФЗ с 1914 по 1919) единственным штатным скульптором предприятия была Н. Я. Данько, ученица В. В. Кузнецова. Она стала основоположником советской фарфоровой пластики. Помимо ее отдельных изделий и серий фигур, выпускались также скульптурные произведения мастеров, работавших на ГФЗ — ЛФЗ эпизодически и сосредоточивших своё основное внимание на других видах и жанрах искусства. В каталоге аукциона опубликовано несколько работ «скульптора в красном халате», создававшей свои работы на ИФЗ — ГФЗ, начиная с периода Первой мировой войны и до начала Великой Отечественной войны: «Плясунья» (лоты 4, 14), «Красная пешка (Жнец)» (лот 6), «Красноармеец на коне» (лот 61), горчичница «Старуха» (конец 1940-х по модели 1918, лот 93), маслёнка «Широкая масленица» (конец 1940-х по модели 1919, лот 94), фигура «Украинец с арбузами» (1949 по модели 1939, лот 85), изготовленная к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года.

На мартовских торгах предлагается редкая работа ученика Н. Я. Данько и А. Т. Матвеева — Н. А. Кольцова «Рыбак с сетью и золотой рыбкой» (лот 49). Скульптор более известен публиковавшимися в литературе работами «Женитьба», «За туалетом», «Лайка», «Олень», «Кошка», «Обнажённая женщина с барсом». «Рыбак с сетью и золотой рыбкой», созданный в 1937–1939, встречался на антикварном рынке и публиковался без росписи.

На аукционе «Среди коллекционеров» представлены декоративные чайные пары, выпущенные по рисунку графика, члена объединения «Мир искусства», художественного руководителя ГФЗ Сергея Васильевича Чехонина. Значительное место в его творчестве занимали орнаментальные и фантазийные цветочные мотивы, отличавшиеся высоким мастерством исполнения, изысканностью рисунков и орнаментов (лоты 7 и 46).

К редким и интересным образцам агитационного искусства относится авторская чайная пара «НЭП (Антиалкогольная)», созданная Трифоном Захаровичем Подрябинниковым (1887–1974) на Бронницкой фарфоро-фаянсовой фабрике «Пролетарий» (1929, лот 13). Из автобиографии художника, написанной им в ноябре 1971, известно, что родился он в Житомире в старообрядческой семье, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, студиях Харламова, Юона, Машкова, был участником Первой мировой войны. В 1923 в школе фабрично-заводского ученичества при Барановском фарфоровом заводе он «страстно увлёкся фарфором», а сам Барановский завод стал для него «институтом прикладного искусства». За долгую жизнь Т. З. Подрябинников работал, помимо уже упоминавшегося Барановского фарфорового завода (1923–1927), на Волховской фарфоро-фаянсовой фабрике «Коминтерн» (1927–1928), заводе «Пролетарий» (1929), Дмитровском (1929–1934), Дулёвском (1934–1936) фарфоровых и Конаковском (1936–1947) фаянсовом заводах. С 1930 по 1965 регулярно участвовал в художественных выставках разного уровня, в 1954 опубликовал книгу «Мой опыт росписи фарфора и фаянса растворами солей», после 1965 ушел в литературную деятельность и работал над книгами о Барановском, Дмитровском и Волховском заводах. Произведения Т. З. Подрябинникова хранятся в ГИМ, Музее-усадьбе «Кусково», Тверской областной картинной галерее и др. Представленная на аукционных торгах чайная пара была опубликована в журнале «Керамика и стекло» (1930, № 6) и, согласно сведениям из автобиографии Подрябинникова, один из выпущенных экземпляров хранится в Государственном историческом музее.

Довоенное Дулёво представлено интересными коллекционными изделиями: блюдом с изображением цветов, выполненным «кузнецовским» мастером В. П. Мысягиным (лот 34), сахарницей «20 лет Великой революции», декорированной профильными портретами вождей и Государственным гербом образца середины 1930-х, представляющим 11 союзных республик (лот 43), юбилейным блюдом «Да здравствует советская молодежь! XX лет ВЛКСМ» (лот 55) и др. Роспись декоративного блюда «В горах» (лот 58) создана еще одним представителем старого «кузнецовского поколения» Михаилом Петровичем Кротовым. Мастер специализировался на растительных и цветочных мотивах, натюрмортах, умело создавал на фарфоре композиции в духе новой советской истории. Более десяти лет назад на антикварном рынке проходили его декоративные тарелки «Сталин» и «Встреча с товарищем Сталиным» (по мотивам книги лётчика-испытателя Г. Ф. Байдукова). Запоминающиеся работы М. П. Кротова, умершего в военные годы, редко встречаются на рынке произведений искусства.

Особое место в фарфоровой пластике тридцатых годов занимают анималистические скульптуры, к которым примыкали фарфоровые фигуры т. н. «юннатской серии». Они выпускались массовым тиражом на Государственном (Ленинградском), Дулёвском и Дмитровском фарфоровых заводах, но в наши дни стали редкостью. В жанре анималистики работали В. И. Блохин, Н. А. Кольцов, Б. Я. Воробьев, И. И. Ризнич, В. А. Ватагин, А. Г. Сотников, П. М. Кожин, хрестоматийные юннатские образы создала Т. Кучкина. Весенний аукцион «Среди коллекционеров» демонстрирует широкий охват этого коллекционного материала и его высокий художественный уровень.

Завершая обзор раздела «Ранний советский фарфор и фаянс. 1917–1941», организаторы торгов отмечают еще несколько лотов. Первый — это авторская сахарница, ранняя довоенная работа Алексея Викторовича Воробьевского (1906–1992), выполненная на ЛФЗ в 1931 (лот 18). С 1926 и до конца жизни он работал на Ленинградском фарфоровом заводе. Коллекционеры, посещавшие торги фирмы «Среди коллекционеров» в 2017–2018, могли приобрести авторские чайные пары «10 лет Революции», собственноручно расписанные А. В. Воробьевским на заводе в 1927. В автобиографии, написанной в середине 1960-х, А. В. Воробьевский писал об особенностях своей художественной практики: «Первый период многие считают более ювелирным и нежным в моём творчестве. Здесь сказалось влияние Чехонина, Кобылецкой. Они всегда были моими учителями».

На аукционе представлена ранняя композиция скульптора Сергея Семёновича Алёшина (1886–1963), работы которого практически не появляются на антикварном рынке (лот 8). Он учился в Строгановском училище у Н. А. Андреева, позднее преподавал в МИПИДИ и стал педагогом-наставником для многих известных отечественных скульпторов: Евгении Ильиничны Гатиловой, Маргариты Евгеньевны Пермяк, Нины Ивановны Жилинской.

В этом же разделе располагаются полезные для библиофилов в утилитарном плане лоты — букенды (упоры для книг) «Богатыри» (лоты 15, 16), исполненные в гжельской керамической артели в 1930-х по модели художника-керамиста и педагога Бориса Николаевича Ланге (1888–1969). В 1930-х он преподавал в Москве в техникуме им. М. И. Калинина. Среди его студентов были будущие скульпторы Аста Давыдовна Бржезицкая, Ефим Аронович Гендельман, Мария Ивановна Кожина, художник по фарфору Клавдия Николаевна Паникова, с теплотой вспоминавшие о нем и его методе преподавания спустя годы. Затем Б. Н. Ланге работал в МИПИДИ — подлинной кузнице кадров специалистов для работы на фарфоро-фаянсовых предприятиях и дал, по выражению В. А. Ватагина, «путёвку в искусство» молодому скульптору Ольге Михайловне Богдановой, создававшей с начала 1950-х свои произведения на Дулёвском фарфоровом заводе (несколько её работ предлагается на мартовском аукционе). Модные в первой половине XX века предметы — упоры для книг (букенды) — редко появляются на антикварном рынке. На прошедших торгах «Среди коллекционеров» продавался букенд «Подавальщица», изготовленный скульптором Александром Николаевичем Златовратским. Сын писателя-народника Н. Н. Златовратского, ученик С. Т. Конёнкова, один из основоположников Общества русских скульпторов, он создал единственный предмет в фарфоре — уже упоминавшиеся выше букенды.

После окончания Великой Отечественной войны страна переживала возрождение. Мастера декоративно-прикладного искусства на Ленинградском, Дулёвском, Дмитровском фарфоровых и Конаковском фаянсовом заводах создавали значительные художественные произведения, посвященные основателям русского государства, событиям военных лет, героической стойкости и победе русского народа над врагом. В 1947 скульптором Дулёвского фарфорового завода А. Д. Бржезицкой создан бюст первого российского императора Петра I (лот 82) и проект памятника Юрию Долгорукому (лот 98), изготовленный автором к празднованию 800-летия основания Москвы. На торгах предлагаются два варианта композиции «Воззвание Козьмы Минина» П. М. Кожина, посвященной сбору средств среди населения на организацию народного ополчения для борьбы с польскими захватчиками (1947, лоты 96, 97). Двумя годами ранее Павел Михайлович Кожин создал в фарфоре произведение «Победа Александра Невского» (лот 99). Работа символически сближала разгром рыцарей в средневековье с Победой 1945-го. Решающее сражение с рыцарями Тевтонского духовно-рыцарского ордена (он же — орден дома св. Марии Тевтонской в Иерусалиме) произошло 5 апреля 1242 и закончилось военным поражением рыцарей на Чудском озере, заключением мирного соглашения, по которому распространители католической версии христианства отказывались от захваченных русских земель. Тевтонский орден, основанный в 1190, существует в той или иной форме уже более восьми столетий, в том числе и в наши дни (резиденция великого магистра располагается в Вене). Деятельностью ордена активно интересовались немецкие нацисты, которые считали себя продолжателями его дел, политики «натиск на Восток» и претендовали на владения и другое материальное имущество ордена, национализировав его после захвата Австрии и Чехословакии.

В конце 1940-х — середине 1950-х появляются скульптуры на тему детства и укрепления советской семьи, русских народных сказок, театральной жизни и цирка. Они широко представлены на аукционе «Среди коллекционеров». Узнаваемы композиции Марии Петровны Холодной, работавшей (с небольшими перерывами) на Конаковском фаянсовом заводе с середины 1930-х по 1957: «Юный футболист», «Снежная баба (Девочка со снеговиком)», «Огородник (Мальчик с овощами)», «Ветерок». Привлекает внимание своим исполнением и размерами масштабная авторская работа С. М. Орлова «Сказочный остров (Шабаш)» (лот 72).

Среди редких фигур, отражающих тему музыки в фарфоре, композиция К. С. Рыжова «Виолончелист Бурдин», выполненная на ЛФЗ в 1940-е (лот 67). Казимир Станиславович Рыжов более известен созданными им на ЛФЗ фигурами «Ликбез», «На страже: враг не пройдёт!» и «Пограничник», посвященными охране государственной границы. После 1936 К. С. Рыжов был художественным руководителем керамического предприятия в Гжели. Его произведения можно встретить в собрании ВМДПНИ, Музея-усадьбы «Кусково», в Елагиноостровском музее. Самое значительное количество работ Рыжова хранится в собрании отдела «Императорский фарфоровый завод» Государственного Эрмитажа.

Ленинградский фарфоровый завод и после окончания Великой Отечественной войны оставался ведущим предприятием отрасли. Одним из лотов аукциона является ранняя послевоенная работа Алексея Викторовича Воробьевского (1906–1992) — ваза «Русские народные узоры» (лот 118), созданная в первое пятилетие после возвращения его из немецкого плена, затем лагеря НКВД на Ленинградский фарфоровый завод. В автобиографии А. В. Воробьевский писал: «Я изменил характер росписи перед войной и особенно после войны — стал делать вещи более яркими. Так появились большие вазы с экзотическими пейзажами, а также сказочные сюжеты… Появились мотивы из русской народной орнаментики — много сервизов, тарелок и чашек с росписью на эти темы… Эти вещи ценили на заграничных выставках как национальный русский фарфор». Интересно сравнить предметы, расписанные Воробьевским в конце 1920-х — начале 1930-х, и вещи второй половины 1930-х — 1950-х.

Творческие коллективы Дулёвского и Дмитровского фарфоровых заводов создавали декоративные вазы, блюда, отдельные фигуры и серии, фарфоровые миниатюры, заслуживающие внимания коллекционеров. Среди скульпторов и художников бывшего завода Гарднера (Дмитровской фарфоровой фабрики, позднее Дмитровского фарфорового завода), выполнявших свои произведения во второй половине XX века, в аукционном каталоге представлены Н. А. Максимченко, С. Я. Ковнер, К. В. Горбашова, Т. В. Андрианова, К. В. Попова, О. С. Артамонова, Е. Г. Морозова-Эккерт и др. Значительным количеством работ на торгах представлено творчество Б. Е. Калиты. Из личного собрания Н. Н. Ганрио, Ю. Б. Ганрио, И. В. Ганрио происходят авторские декоративные тарелки, блюда, вазы, конструктивные и необычные посудные формы, приборы и комплекты, мелкая пластика.

Одним из ведущих заводов в части создания жанровой скульптуры на актуальные для советского государства темы с конца 1940-х стал Дулёвский фарфоровый завод, где работали такие известные скульпторы, как А. Д. Бржезицкая, автор замечательных отдельных произведений и скульптурных сюит на литературную и театральную темы, связанных общей идеей, театральной площадкой, постановкой или личностями актёров, О. П. Таёжная, П. М. Кожин, О. М. Богданова, Г. Д. Чечулина, Н. А. Малышева, Е. И. Гатилова, А. Г. Сотников и др. Их работы представляют зрителю образы и оптимизм послевоенного поколения, героев и антигероев эпохи.

Среди других авторских и коллекционных произведений, увидевших свет на Ленинградском, Дулёвском, Дмитровском, Первомайском фарфоровых и Конаковском фаянсовом заводах, ЛОЗ — ЛЗФИ и др., предлагающихся на аукционе, организаторы отмечают работы Б. Я. Воробьёва, М. П. Холодной, Г. С. Столбовой, С. М. Орлова, А. В. Щекатихиной-Потоцкой, В. К. Яснецова, О. П. Гагнидзе, С. Б. Велиховой и др.

Представлена значительная подборка авторских произведений, созданных в 1980–90-е и на современном этапе развития искусства. Декоративные изделия, композиции, мелкая пластика, плакетки, медальоны и другие работы, выполненные в мастерских скульпторов и художников в советский период и не предназначавшиеся для тиражирования на предприятии, позволяют определить темы и сюжеты, которые были наиболее близки автору, его восприятию жизни и творчества.

Возможные формы участия в торгах: 1) очная — 20.03.2019 г. в гостинице «Националь» с 19:00; 2) заочная (поставить ставки заранее до аукциона — по телефону, по электронной почте, через форму на сайте). Заочные ставки на лоты можно отправить на адрес электронной почты: antikvar06@mail.ru; 3) по телефону в реальном времени (вы заранее говорите, какие лоты вам интересны, и менеджер «Среди коллекционеров» связывается с вами во время торгов).

Предаукционная выставка открыта с 11 по 20 марта 2019 (ежедневно, с 11:00 до 18:00) в офисе «Среди коллекционеров» по адресу: Москва, ул. Беговая, 24 (вход со стороны ул. Беговая).

Телефоны: +7 (985) 233-07-24; +7 (495) 645-58-88. E-mail: antikvar06@mail.ru.

Аукцион состоится: 20 марта 2019 в 19:00 в гостинице «Националь», в зале «Славянский» по адресу: Москва, ул. Моховая, 15/1, стр. 1. Регистрация участников аукциона с 18:00.

Источник: пресс-релиз фирмы «Среди коллекционеров»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20190319_sredi_kollektsionerov.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20190319_sredi_kollektsionerov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх