Паспорт Виктора Цоя продали за 9 миллионов рублей
Помимо этой сенсационной сделки, на аукционе 26 сентября, приуроченном к 3-летию «Литфонда», продали еще 256 лотов на общую сумму свыше 28,5 миллиона рублей
К началу торгов, организованных ни много ни мало в зале «Московский» гостиницы «Националь», собралось примерно полсотни человек. Добрую половину из них составляли не коллекционеры, не сдатчики и даже не дилеры, а пресса. Шеренга телекамер растянулась вдоль последнего ряда кресел, микрофоны центральных телеканалов писали звук с первого ряда, нарядные корреспондентки фланировали между фуршетным и аукционным залами. Все ждали торгов за паспорт Виктора Цоя, телефонную книжку музыканта и автограф песни «Хочу перемен». И ждать пришлось долго. При старте торгов в 7 вечера до продажи вещей Виктора Цоя дело дошло лишь в 11-м часу. Но журналисты были сполна вознаграждены за терпение: не каждый день паспорт культового музыканта уходит с молотка за 9 миллионов рублей.
История внезапного появления паспорта Виктора Цоя на торгах довольно туманная, все подробности и версии сполна освещены в прессе, углубляться мы в это не будем. Но что действительно хотелось бы отметить, так это странный, внезапный выход из строя аппаратуры для демонстрации лотов всего за два лота до появления долгожданного паспорта (до этого три часа все работало исправно). Техническую (или, как её назвали в зале, «мистическую») заминку, впрочем, удалось быстро преодолеть, и лот все же разыграли по всем аукционным канонам между дилером в зале и клиентом по телефону, чьи ставки оглашал Сергей Бурмистров. Были и драматические паузы, и шаги по полмиллиона рублей, и аплодисменты зала в конце торга. Лот достался телефонному игроку. К нему же ушли и записная книжка Виктора Цоя (результат 3 млн руб. при старте с 500 тыс.), и рукопись песни «Хочу перемен» с некоторыми разночтениями относительно финального варианта текста (результат 3,6 млн руб.). Дилеру в зале телефонный покупатель уступил лишь последний, четвертый лот цоевского стринга — черновые рукописи трех песен, включая две неизвестные.
Но что же осталось в тени Виктора Цоя? А в тени остался очень хороший, динамичный аукцион, на котором продано было 67 % лотов каталога. За вычетом цоевского стринга, выручка торгов составила 21,4 млн руб. (90,7 % от суммарной оценочной стоимости лотов). Активно торговались по телефонам и в Интернете. Онлайн наблюдало за аукционом около ста (!) человек (хотя и тут не исключен фактор Цоя).
Безусловным топ-лотом среди антикварных изданий XVIII–XIX вв. стало «Письмо к другу жительствующему в Тобольске» Александра Радищева (1790), изданное особой брошюрой в приобретенной автором типографии. На сегодняшний день известно о существовании лишь 6-7 пробных оттисков «Письма». За библиографическую редкость спорили три телефонных игрока и дошли до 3 млн руб. при старте с 700 тыс. руб.
За 1,8 млн руб. при оценке 120–130 тыс. руб. были проданы автограф стихотворения Афанасия Фета «Сновиденье, / Пробужденье, / Тает мгла» и подписанное поэтом за полтора месяца до смерти открытое письмо.
Редкое издание русского авангарда — «Остраф Пасхи» Ильи Зданевича с автографом автора — в борьбе телефонного игрока и участника в зале выросло в цене с 700 тыс. руб. до 1,15 млн руб. Лот выиграл очный покупатель. Этому же игроку досталась и редкая оригинальная фотография Владимира Маяковского в роли Ивана Нова в кинокартине «Не для денег родившийся». Цена молотка составила 650 тыс. руб. при старте с 30 тыс. руб. (оценка была превышена в 21 раз).
Наконец, за 2 млн руб. был куплен «Супрематический сказ про два квадрата» Эль Лисицкого (Берлин: Скифы, 1922). На этом, пожалуй, завершим и наш сказ про юбилейный аукцион к 3-летию «Литфонда». Мы поздравляем организаторов торгов с такими громкими продажами. Будем ждать новых интересных подборок.
Мария Онучина, AI
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20180928_litfund_report.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20180928_litfund_report.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.