Кумиры XX века на аукционе «Антиквариума» 14 июля
ARTinvestment.RU   11 июля 2018

Очный аукцион № 42 «Кумиры ХХ века. Автографы, письма, рукописи. Живопись, графика, фотография» откроется в субботу, 14 июля, в 14:00. В каталоге — 211 лотов

Рукописи сценариев Сергея Параджанова, автографы стихотворений Александра Галича и Булата Окуджавы, инскрипты Виктора Шкловского, Геннадия Шпаликова, Евгения Евтушенко, Иосифа Бродского, Виктора Кривулина, живопись и графика Дмитрия Стеллецкого, Алексея Пахомова, Меера Аксельрода, Евгения Кропивницкого, Анатолия Зверева, Вагрича Бахчаняна, Комара и Меламида, Евгения Михнова-Войтенко, фотографии звезд отечественного кинематографа и ведущих представителей ленинградского андеграунда вошли в коллекцию «Кумиры ХХ века».

Онлайн-каталог аукциона.

В первом разделе «Автографы, письма, фотографии» собраны уникальные материалы из частных архивов нескольких поколений русской интеллигенции. Открывают раздел 10 лотов из собранияНадежды Фридланд-Крамовой — поэтессы, актрисы, переводчицы, матери писательницы Людмилы Штерн, чья гостеприимная ленинградская квартира была не только средоточием литературной жизни, но и — для младших современников — мостом, соединявшим Серебряный век и авангардные 1920-е с практикой 1960-х. Особую ценность представляет поэтический сборник Константина Липскерова «Песок и розы», надписанный автором Лиле и Осипу Брик. В юности Надежда Фридланд близко общалась с представителями ОПОЯЗа и сохранила отроческую фотографию и рукопись посвященного ей неопубликованного любовного сонета ныне всемирно известного лингвиста Романа Якобсона, книги Виктора Шкловского с нежными дарственными надписями. Стоит обратить внимание на рукописи неопубликованных стихотворений самой Фридланд-Крамовой и ее фотографии — от портрета в спектакле «Вольная комедия» (1922) до домашнего снимка с Иосифом Бродским в Бостоне (1990-е).

В архиве «тихого лирика» Владимира Соколова интересны тетради его юношеских стихотворений, инскрипты и письма друга поэта — Евгения Евтушенко.

Наталья Рязанцева — автор сценариев культовых фильмов 1960-х («Крылья» Ларисы Шепитько, «Долгие проводы» Киры Муратовой) и одна из самых одаренных женщин «оттепели» — словно магнитом притягивала к себе талантливых и неординарных личностей. В коллекции аукциона — книга ее будущего мужа Геннадия Шпаликова «Новое о Маяковском», подаренная ей с трогательной авторской надписью в память о поездке в Ленинград, его фотопортрет, а также автографы двух стихотворений Александра Галича с посвящением.

Безусловные топ-лоты аукциона — рукописи трех сценариев Сергея Параджанова. Пронзительная «Исповедь», начатая в 1969 году, во время тяжелейшей болезни, и отложенная на 30 лет. К любимейшему замыслу Параджанов вернулся на закате жизни, но — не успел реализовать. Не была снята и новогодняя сказка «Чудо в Оденсе» (1973) по мотивам биографии и произведений Ганса-Христиана Андерсена с Юрием Никулиным в главной роли. Работа над запущенным в производство фильмом была прервана из-за ареста Параджанова и последующего судебного процесса. Третий лот из архива режиссера — черновик сценария документального фильма «Пектораль» (1971).

Первой московской любовью Булата Окуджавы после его переезда из Калугистала Ольга Батракова. Их роман (1959–1960) был платоническим, но оттого не менее пылким и драматичным. Очарованный юной девушкой, Окуджава переживал настоящий поэтический подъем и посвятил Ольге ряд произведений, в т.ч. получивших всероссийскую известность («Мне нужно на кого-нибудь молиться...»). В каталог аукциона вошли автограф неопубликованного стихотворения «Сколько злого в твоем характере…», машинописные экземпляры стихов с авторской правкой, письма поэта из Ленинграда с зарисовками повседневной жизни литературных кругов. Нельзя обойти стороной два сборника Окуджавы, подаренных своей музе с неизменной «тридцатилетней любовью».

Интересны фотографии Владимира Набокова, Иосифа Бродского, Михаила Барышникова, инскрипты Евгения Рейна, Иосифа Бродского, Анатолия Наймана из собрания журналиста и фотографа Натальи Шарымовой, письмо Сергея Довлатова к редактору издательства «Советский писатель» Ольге Ляэур. Закрывают раздел письма Павла Антокольского, Бориса Полевого, Степана Щипачева, Давида Самойлова, книги с автографами Арсения Тарковского, Михаила Дудина, Константина Ваншенкина и др. из архива поэта Зиновия Вальшонка.  

Раздел «Поэты и художники», охвативший более чем вековой период, включает портрет адресата многих стихотворений Анны Ахматовой художника и скульптора Бориса Антрепа работы Дмитрия Стеллецкого (1906), эскиз иллюстрации Алексея Пахомова к стихотворению Самуила Маршака «Мяч» (1934), изящные рисунки первой жены Ивана Билибина и возлюбленной Даниила Хармса Рене О’Коннель-Михайловской (1940-е),«Вечерний пейзаж» крестного отца нонконформизма Евгения Кропивницкого (1959), портрет поэта Льва Озерова Меера Аксельрода (1967),книги Генриха Сапгира, оформленные ведущими представителями неофициального искусства Виктором Пивоваровым, Олегом Васильевым и Эриком Булатовым (1960–70-е), графику художников Бронзового века Евгения Михнова-Войтенко, Анатолия Басина, Бориса Кочейшвили, Вячеслава Михайлова, Игоря Ворошилова, Владимира Яковлева (1960–90-е), «Астральное тело GIBEL» концептуалиста Дмитрия Пригова (1989), проект из серии «Монументальная пропаганда» отцов соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида (1993), а также коллотипии Вагрича Бахчаняна (2004). Несомненным топ-лотом является «Портрет Марианны Соколовой-Роговской» не нуждающегося в представлениях Анатолия Зверева. Образ поэта Олега Охапкина, одного из теоретиков концепции Бронзового века, создан НатальейЖилиной, матерью Дмитрия Шагина — родоначальника «Митьков». Это содружество литераторов и художников представлено авторскими книгами и графикой самого Шагина, Владимира Шинкарёва, Виктора Тихомирова, Василия Голубева, Ольги и Александра Флоренских. Московский андеграунд отражен самобытной группой литераторов-метаметафористов ДООС, у истоков которой стояли Константин Кедров, Елена Кацюба, Александр Чернов, Алексей Парщиков и Ольга Свиблова. Из архива теоретика «метаметафоризма» происходят малотиражные сборники «доосовцев», номера «метагазеты поэтов и для поэтов», автографы графической поэзии, изданная Виктором Гоппе в 10 экземплярах «Книга почета» с автографами Константина Кедрова и Александра Еременко. Виктор Гоппе известен не только как мастер livre d'artiste, но и как автор скульптур и арт-объектов. Эту грань его дарования в каталоге раскрывают портреты Фазиля Искандера, Светланы Литвак и Всеволода Емелина.

В разделе «Бронзовый век» организаторы торгов выделяют личное дело диссидента Андрея Амальрика, редкие фотографии погибшего в расцвете сил ленинградского поэта Леонида Аронзона, которого современники зачастую противопоставляли будущему «нобелиату» Иосифу Бродскому, письма и автографы ключевых фигур неподцензурной словесности — Генриха Сапгира, Аркадия Драгомощенко, Виктора Ширали, Василия Филиппова, Виктора Кривулина, Бориса Гребенщикова.

В завершающий каталог раздел «Фотографии» вошли работы ведущих мастеров фото-андерграунда — Бориса Смелова, Владимира Окулова, Славы Михайлова, Геннадия Приходько, Николая Матренина, Вадима Филимонова, а также портреты кино-кумиров ХХ века, сделанные во время съемок фильмов с их участием, — Вячеслава Тихонова, Анатолия Папанова, Валерия Золотухина, Людмилы Чурсиной, Леонида Филатова и др. Венчают коллекцию фотопортреты Булата Окуджавы и Бахыта Кенжеева работы известного фотографа Александра Тягны-Рядно из серии «Homoscriptus».

Предаукционная выставка открыта до 13 июля, с 12:00 до 20:00 по адресу: Москва, улица Садовая-Кудринская, 25, «Антикварный центр на Садовой», 3-й этаж, галерея Аукционного дома «Антиквариум» (офис 302).

Телефон: 7 (495) 374–50–90; электронная почта: [email protected].

Источник: пресс-релиз аукционного дома «Антиквариум»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20180711_Antikvarium.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20180711_Antikvarium.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх