Внимание: 218-е торги AI Аукциона завершатся в пятницу 9 марта
ARTinvestment.RU   07 марта 2018

Традиционные двадцать лотов — это восемь живописных работ, восемь листов оригинальной и один — печатной графики, две работы, выполненные в смешанной технике, и один коллаж

Внимание, закроется аукцион в праздничные дни, но в обычном режиме — в пятницу, как и положено, 9 марта.

Каталог AI Аукциона № 218

Избранные лоты AI Аукциона № 218

Традиционно начинаем с пейзажей, стринг которых возглавляет холст «У пруда» (конец XIX века) Алексея Кондратьевича Саврасова. «Излюбленным изобразительным мотивом А. К. Саврасова, — пишут эксперты Н. С. Игнатова и А. Б. Дергачева, — были виды среднерусской природы. Композиция с уходящими далями, изгибами рек и обрамляющими их деревьями, а также колористическое решение, построенное на сочетании желто-зеленых, голубых и сиреневых оттенков, типично для работ художника».

В 1920-е годы написан акварельный пейзаж «Коктебель» Максимилиана Александровича Волошина. Авторская дарственная надпись на обороте небольшого листка из блокнота адресована «Коту Эфрону» — сыну Веры Яковлевны Эфрон (родной сестры мужа Марины Цветаевой Сергея Яковлевича Эфрона) и Михаила Соломоновича Фельдштейна. С Волошиным и его близкими Веру Яковлевну Эфрон многие годы связывали тесные дружеские отношения, взаимопонимание, глубокая, искренняя привязанность. «…Она всегда живет другими и о других… Я почти никого не знаю, в ком бы чувствовалось столько духовной чистоты, жертвенности и безвыходности, как в Вере, и кто побуждал бы к себе такую мучительную любовь…», — писал Волошин. Организаторы выставки «Юбилейные и памятные даты семьи Эфрон» (2015, Феодосия) отмечали, что «Письма Веры Эфрон к Волошину в 20-е годы наполнены тоской по Коктебелю» (источник: tsvetayevs.org). Возможно, в одно из ответных посланий Волошин и вложил свою небольшую акварель. Кот Эфрон — Константин Михайлович Эфрон (1921–2008) — часто упоминается в мемуарах близких и знакомых Цветаевой и Веры Эфрон. В частности, в одном из примечаний к публикации «Марина Цветаева в письмах сестры и дочери» (Нева., СПб, 2003. № 3) публикатор Р. Б. Вальбе ссылается на личную встречу с К. М. Эфроном: «На мои вопросы К. М. отвечал, что <…> Он присовокупил также, что близкие его никогда не звали “Костей” — всегда “Котом”» (источник: magazines.russ.ru).

Довольно большим временным промежутком — 1930–50-е — датирует эксперт акварель «Ферма», написанную Великой княгиней Ольгой Александровной, женщиной с любящим сердцем, поразительным характером и великой жизненной стойкостью. Младшая дочь императора Александра III и родная сестра императора Николая II, Ольга Александровна Романова, во втором браке Куликовская, — одна из немногих выживших Романовых. По воспоминаниям современников, человек милый, простой, сердечный, отзывчивый и лишенный чванства. После революции с мужем и детьми с большим трудом покинула Россию, жила в Дании, в середине 1940-х, на седьмом десятке лет, вместе с семьей была вынуждена выехать из Дании и перебраться в Канаду. Талантливая художница, она писала акварели для поддержания своей семьи и, если выкраивались средства, для благотворительности. «Ферма», как пишет эксперт В. С. Силаев, «исполнена непосредственно с натуры в характерной тонкой, стильной и изысканной манере письма. Нежные прозрачные мазки краски, утонченные цветовые и тональные отношения, удачная передача настроения ясного, светлого, летнего дня — вот что отличает эту вещь художницы».

Пейзаж со стаффажем «Березовая роща» Николая Михайловича Ромадина написан в 1946 году, в самый «пейзажный» период живописца. Константин Паустовский писал о своем друге: «Николай Михайлович Ромадин… человек, вышедший из самой сердцевины народа, — прошел тяжелый путь приобщения к живописи.

Если бы не отчаянное его упорство и одержимость живописью, если бы не нестерпимая его любовь к России и к ее пейзажу, то он мог бы остаться в числе… художников-самоучек… Но он выбился, вышел на большую дорогу и силой своего таланта завоевал себе такого великолепного и сурового учителя, как Нестеров» (источник: paustovskiy.niv.ru). Источники пишут об учебе Ромадина во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе у Р. Р. Фалька, И. И. Машкова, А. Д. Древина, знакомстве в самом конце 1930-х с Н. П. Крымовым и в 1940-м — с М. В. Нестеровым, о последующем общении с кругом его друзей, «среди которых были Павел Корин, Иван Ефимов, Петр Кончаловский, певица Ксения Держинская, знаменитый врач Владимир Филатов, пианист Святослав Рихтер, известные писатели, ученые, философы» (Евграф Кончин. Колдовское озеро Николая Ромадина. Цит. по: forum.artinvestment.ru), — все это самым плодотворным образом развило и обогатило удивительно цельную и чуткую натуру художника и сделало его замечательным мастером лирического пейзажа.

Небольшой картон «Самарканд» (1960) принадлежит кисти Макса Авадьевича Бирштейна. Впервые художник приехал туда в войну, там закончил Суриковский институт, вернулся в Москву, но потом, уже в мирное время, не раз возвращался в город своей детской мечты. Наша работа написана уже зрелым мастером, но в ней все так же чувствуется восхищение природой и культурой Востока, его светом, его чистыми цветами.

По свидетельствам современников, в последние полтора десятка лет жизни Ростислав Николаевич Барто словно обрел второе дыхание, а его искусство испытало новый взлет. «Последние полтора десятилетия его жизни — это царство монотипии в техническом смысле и царство природы — в сюжетном» (источник: kovcheg-art.ru). И именно в это время создана наша монотипия «Весна. Половодье» (1968). «Натурные штудии сменялись импровизациями, подготовительные листы сопровождали почти каждую монотипию; они складывались в серии, а серии сменяли одна другую. Трудоспособность художника была фантастической: иногда в день он выполнял свыше десятка оттисков, причем они никогда не бывали “случайно красивыми” — предсказуемость результата была для Барто твердым правилом» (там же).

Исключительно красив мерцающий тонкими тональными переходами пейзаж «Дом со слуховым окном» (1992) Александра Владимировича Ишина. И всё в нем правильно: «свободный красочный мазок и приглушенное басовое звучание собранного тональными сгущениями колорита» (в противоположность скованной жестким начертательным каркасом броской локальной раскраске 1960–70-х), «всевозможные деревенские и дачные постройки, соответствующие представители животного и растительного мира, населяющие и заполняющие дворы, околицы и небосвод над ними» (Никита Махов. Иерархия простоты Александра Ишина).

Самостоятельный стринг портретов в сегодняшнем каталоге открывает графический «Портрет Луизы Клейнман» (1938) Давида Давидовича Бурлюка. Как пишет эксперт В. С. Силаев, «портрет исполнен в свободной, прозрачной и легкой манере акварельного письма Бурлюка. На портрете блестяще передан романтический образ молодой, миловидной женщины, подруги американского коллекционера Луи Шапиро, по чьему заказу, вероятно, и был написан этот портрет».

Карандашный «Женский профиль» (1966) работы Анатолия Тимофеевича Зверева далек от условности: черты лица модели очень выразительны и самостоятельны. Абрис выполнен двумя идеально четкими линиями, которые организуют и уравновешивают весь остальной рисунок — многочисленные штрихи взлохмаченной прически и пр.

Живописный портрет «Юноша в берете» (1972) Игоря Васильевича Ворошилова — работа в узнаваемой авторской стилистике, проникнутая романтикой «другого искусства».

В индивидуальной, сложной авторской технике (офсетная краска, отпечатки ладоней и пр.) выполнен «Портрет В. В. Путина» (2017) современного художника Алексея Юрьевича Гинтовта.

Единственный натюрморт каталога — рисунок «Складки» (1997) Андрея Борисовича Гросицкого. Мастерство этого художника в работе с объемами, будь то рисунок, живопись или трехмерный объект, поражает воображение. Андрей Гросицкий писал: «Во многих работах возникает иллюзорность в изображении предмета, что еще усиливается использованием рельефа, который как бы помогает живописному объему выйти из плоскости картины. В результате рождается картина-объект...»

Небольшой раздел жанровых работ открывает тушевый рисунок «Без названия (Группа с женской фигурой)» Евгения Иосифовича Чубарова. В изображении мощных фигур, отчасти напоминающих графические торсы Э. Неизвестного, автор использует светотеневую моделировку, тщательно их прорабатывает, но это всё те же узнаваемые с первого взгляда чубаровские образы.

Редкая гостья на аукционных торгах — графика Анатолия Степановича Слепышева. В нашем каталоге представлен большой графический тушевый лист «Без названия» (1976), в которой автор мастерски соединил сразу две, а то, пожалуй, и три истории. Мы видим в каждой отдельной фигуре и в их сочетаниях занимательные образы и именно истории, происходящие во времени. Интересно, как различаются пары. Левая, на лавочке, представляется нам гротесково-забавной, правая — элегантно-романтичной. А еще есть собака, которая то ли принадлежит одной из пар, то ли не торопясь идет куда-то по своим собачьим делам. Композиция настолько насыщена характерами, образами, событиями, что черно-белый рисунок, исполненный в тонких линиях тушью, воспринимается как единственная возможность не перегружать работу далее. Удивительным художником был Анатолий Слепышев — блестящим колористом, рисовальщиком, мастером композиции.

В 1977 году выполнена печатная литография Михаила Михайловича Шемякина — лист 12 из серии «Чрево Парижа», вызванной к жизни и романом Эмиля Золя, и собственными наблюдениями и переживаниями автора: «Эмиль Золя, в романе “Чрево Парижа” как бы воскрешает раблезианские моменты в описании средоточия жизни Парижа, знаменитого Ле Аля. Ле Аль сосредоточил в себе все. Здесь была кровь, здесь переливались всеми цветами радуги овощи, фрукты, окровавленные туши, шкуры дичи, и пестрело оперение фазанов, уток, гусей и лебедей. Громадные тушеподобные мясники носились по Чреву, взвалив на себя многопудовые мясные глыбы. Я провел там год, выходя в двенадцать часов ночи и возвращаясь с него в восемь утра, запечатлевая его в фотографиях и рисунках... Больше всего меня интересовали тушеноши. Эти люди-гиганты, с легкостью взваливающие на себя четырехсоткилограммовую тушу, эти парижские силачи — воплощение силы и какой-то чудовищной грации. <…> Я постарался создать свой гимн труду тушенош и показать круговорот единства жизни и смерти, смех радости и оскал смерти» (источник: 7iskusstv.com).

В следующем разделе выставляются две работы.

Замечательный, поэтичный образец позднего творчества великого русского художника-анималиста Алексея Никаноровича Комарова — акварель «Глухариный ток» (1974). Мастер прожил огромную творческую жизнь, на книгах с его иллюстрациями воспитывалось несколько поколений маленьких читателей, которые быстро определяют, нравится им картинка или нет. Нравились, да еще как, раз и сегодня зачитанные до дыр книжки с иллюстрациями Комарова во многих домах превратились в настоящие семейные реликвии. А еще в жизни художника были многочисленные поездки, рисунки для журналов, почтовых марок, панно, десятки картин.

Красочная, яркая эмоциональная живопись «Городецкий кот» (1988) Виктора Семёновича Казарина открывает простор для трактовки центрального образа. Первым в голову приходит, конечно, образ городецкой игрушки — веселой, яркой, расписной, с лукавинкой и удалью народной. А может, это самый обычный кот на окошке в том самом Городце. Окошко опоясывает знаменитый городецкий резной наличник (не только игрушками известен Городец), а рядом стоит, как и положено в старом доме, герань или бальзамин в горшке. Исключительно позитивная работа.

Нам осталось рассказать всего о трех работах каталога.

Метровое масло «С топором» (2003) — абсолютно узнаваемая вещь Олега Николаевича Целкова. «…Я впервые случайно “стянул” с лица лицо “по образу и подобию” и увидел “ЛИЦО”. Потрясению моему не было предела. Я написал как бы портрет, однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице и — до ужаса знакомом… На лице отпечатались миллионы лет, прожитые человечеством в прошлом. И столько же — в непроглядном будущем…» (Олег Целков. Париж. 2001). Бытовой мир на холстах Олега Целкова весьма ограничен и насчитывает не больше десятка предметов, таких как шляпа, ложка, нож, ножницы, веревка, труба, вилка и т. д., живой мир в них представляют кошка, стрекоза или бабочка, цветок, арбуз, груша, яблоко. Но и они лишь знаки — символы того, что дело происходит рядом с нами.

В 2007-м выполнен акрил на холсте «Земля и Воля. Посвящается К. Малевичу» Владимира Николаевича Немухина. Впервые эта композиция появилась, возможно, в серии фарфоровых тарелок, изготовленных в Германии в 1993 году. Работа очень чистая, лаконичная, красивая, стильная, хорошего коллекционного размера. Такая вещь и по размеру, и по сути не потеряется ни на какой плоскости и ни в каком окружении и вполне может стать центром даже очень сложной композиции.

Последний по номеру лот каталога — коллаж «Без названия (Композиция с двумя чашками)» (1970-е) Ефима Моисеевича Рояка. Вот уж действительно: человек-легенда. Ученик Малевича, самый юный (14 лет!) участник УНОВИСа, сотрудник ГИНХУКа, архитектор, оформитель, коллега Эль Лисицкого и архитектор-проектировщик в мастерской братьев Весниных. Это всем известно. А вот то, что коллажи стали его любовью один раз и на всю жизнь, то, что «для себя», «свое искусство» — это были именно коллажи, которые он не экспонировал и не делился ими даже с близкими, — это известно далеко не всем. Журнальные страницы, фотографии и пр. появляются в его коллажах в качестве, так сказать, исходного материала в 1950-е годы. Коллажи Е. М. Рояка — увлекательный объект для изучения.

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).

Желаем всем хорошего торга и удачных покупок!

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Внимание: комиссионный сбор с покупателя составляет 15 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на [email protected] или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 15 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается почти на 190 тысяч результатов аукционных продаж для 10,7 тысячи русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20180305_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20180305_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх