Императорская и Советская Россия на ноябрьском аукционе «Антиквариума»
33-й очный аукцион «Антиквариума» приурочен к 100-летию Октябрьской революции. Каталог разделен на две части: «дореволюционную» и «послереволюционную». Торги состоятся в субботу, 25 ноября, в 14:00, по адресу: Москва, ул. Садовая-Кудринская, 25
В каталог аукциона включены две коллекции, связанные с Российской империей, — иконописи XVII — XIX вв. и стекла XIX — начала XX века (Императорский стеклянный завод, Императорский фарфоровый завод, дом Фаберже, мастерская Николая Алексеева).
Холмогорская резьба по кости как промысел существует около четырех столетий. Этим искусством занимались мастера из городка Холмогоры, что под Архангельском, и окрестных деревень. Их работы отличались отточенной техникой и проработкой изображений с ювелирной тонкостью. Наглядно убедиться в этом позволяют два образца творчества народных умельцев — «Прощание с императором Александром I» и «Тайная вечеря».
Представлены пять скульптур Евгения Александровича Лансере (1848–1886) —мастера сюжетной пластической миниатюры, работы которого украшают крупнейшие музеи и частные собрания. Четыре из них — это своего рода динамичные рассказы о жизни кочевников, горцев, казаков и их верных четвероногих товарищей. Фигура «Опричник» (Князь Вяземский)» относится к циклу, вдохновленному романом А. К. Толстого «Князь Серебряный». Кроме них, в «скульптурную» часть торгов вошли произведения Василия Грачева и Альберта Вольфа.
На аукцион будут выставлены миниатюры на кости с изображением известных исторических лиц — кн. Б. А. Голицына и гр. Г. Г. Орлова, а также девять хромолитографий с конными портретами Николая II из серии «Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в формах полков, где Его Величество состоит шефом и числится» (по рисункам Г. К. Бакмансона), выпущенной накануне коронационных торжеств ограниченным тиражом для приближенного к Российскому Императорскому дому круга лиц. Дополняет «дореволюционный» раздел ИЗО рисунке Константина Сомова «Обнаженные женские фигуры».
Стринг библиографических редкостей и книжных памятников включает уникум петровской эпохи «Полидора Вергилия Урбинского восемь книг о изобретателях вещей», который «…содержит в себе самые первые начала изобретенных вещей, встречающихся в свете». Первый отечественный учебник горного дела, принадлежащий перу Михаила Ломоносова, вышел в свет за два года до кончины ученого-энциклопедиста. Редкое издание с множеством великолепных гравированных виньеток «Топографические примечания…» посвящено путешествию императрицы Екатерины II в Белорусское наместничество, состоявшееся в 1780 году. Парадный блеск и сцены повседневной жизни имперской столицы — в подарочном альбоме литографий «Воспоминание о Санкт-Петербурге», изданном Александром Плюшаром в 1825 году. Одна из самых, в буквальном смысле слова, монументальных книг XIX столетия (90 × 70 см, вес более 25 кг!) «Описание священнейшего коронования Их Императорских Величеств Государя Александра Второго и Государыни Императрицы Марии Александровны всея Руси» вышла тиражом 200 (!) экземпляров. Роскошное издание получали в знак памяти сановники и иностранные гости, участвовавшие в церемонии коронации. «История и памятники византийской эмали: Из собрания А. В. Звенигородского» — типографский шедевр. Комплектные экземпляры на русском языке в хорошей сохранности чрезвычайно редки. Экземпляр (№ 70, Карла Васильевича Струве), выставляемый на торги, — в коллекционной сохранности и с портретом Александра Звенигородского (эти портреты были приложены к считаным экземплярам, предназначенным для близкого круга ученого). Журнал «Столица и усадьба», полный комплект которого выставлен на торги, стал, по сути, первым отечественным «глянцем». Однако помимо светской хроники в журнале публиковались серьезные работы по истории русского искусства, усадебной культуре и вопросам коллекционирования. Венчают «дореволюционную» часть каталога, проводя символическую границу между двумя эпохами, редчайшие литографированные издания русских футуристов — «Бух лесинный» Велимира Хлебникова и Алексея Крученых (оформление Ольги Розановой, Николая Кульбина и Алексея Крученых) и «Учитесь худоги» Алексея Крученых (оформление Кирилла Зданевича).
В каталоге аукциона представлена коллекция советских плакатов эпохи Гражданской войны. Среди авторов — признанные мастера жанра: Дмитрий Моор, Михаил Черемных, Владимир Козлинский, Владимир Маяковский, Александр Апсит и Виктор Дени.
В каталог аукциона вошли тематические подборки газет всего периода истории Страны Советов — от 1917 до 1991 года, в том числе «литературные газеты»: однодневная «Газета-протест Союза русских писателей» (1917), в которой ведущие представители русской интеллигенции выступают с резкой критикой большевистской политики в области печати, подборка газет и журналов, посвященная самоубийству Сергея Есенина, и целый блок периодики, связанной с Владимиром Маяковским. Великий поэт, «трибун Революции» стоял у истоков советской торговой рекламы, которой он начал активно заниматься в 1923 году совместно с художником-авангардистом Александром Родченко. В каталоге — номера газет с рекламой ГУМа, Моссельпрома и Госиздата, выполненной творческим альянсом «реклам-конструктор Маяковский-Родченко». Топ-лотом станет подборка из 62 номеров газеты «Известия» с прижизненными публикациями Владимира Маяковского, а также сообщениями о самоубийстве поэта и перенесении его праха.
Книжная часть «послереволюционного» стринга содержит, в частности, мемуары Веры Фигнер с её инскриптом Ревекке Фиалке, «Убийство царской семьи» Николая Соколова, парадные издания сталинской эпохи, посвященные грандиозным стройками социализма — «Днепрострой и новое Запорожье», «Генеральный план реконструкции города Москвы», полностью комплектный экземпляр «Индустрии социализма», «построенной» Эль Лисицким, а также два монументальных издания о И. В. Сталине, приуроченных к юбилеям «вождя народов».
Особый раздел каталога составили документы и личные архивы. Альбом варшавского Суворовского кадетского корпуса принадлежал офицеру-воспитателю, подполковнику Борису Раздеришину, расстрелянному по сфабрикованному ОГПУ обвинению в 1930 году. Жертвой сталинских репрессий стал секретарь Ленина, ученый-химик Николай Горбунов, архив семьи которого предстанет на торгах. В каталог вошли автографы вождей СССР — Иосифа Сталина, Лаврентия Берии, Анастаса Микояна, Николая Ежова. Собственноручное письмо Климента Ворошилова адресовано его давнему приятелю Николаю Агареву, в нем маршал вспоминает, как тот на лондонском съезде едва не избил Георгия Плеханова, «…бросившись к трибуне, где паясничал, издеваясь над большевиками, этот умнейший, но меньшевизмом начиненный наш С. Д. учитель». Несомненный исторический интерес имеет архив Леонида Утесова и артистов его джаз-оркестра Антонины Ревельс и Валентина Новицкого. «Зеленая книга» Зиновия Вольшонка с автографами ключевых фигур как официальной, так и неподцензурной советской культуры продолжает традицию знаменитого рукописного альманаха «Чукоккала».
Топ-лотами живописной и графической части торгов организаторы называют «Парижанку» Юрия Анненкова и «На стадионе. Соревнования Осоавиахима» Виктора Перельмана. Рядом с ними представлены работы Владимира Стожарова, Владимира Винокура, Федора Модорова, Татьяны Оранской, Петра Соколова-Скаля, Льва Кербеля и др. Интересный документ эпохи — макет детской книги «Хлебный завод» работы главного художника культового журнала «СССР на стройке» Николая Трошина и его жены Ольги Дайнеко. Ироническое переосмысление традиций советского искусства предстает в произведениях современных художников — Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова и Александра Жерноклюева.
Среди фотографий — снимки похорон Серго Орджоникидзе, Вячеслава Менжинского, Сэн Катаямы, экипажа самолета АНТ-20 «Максим Горький». Советская повседневность первых послевоенных лет запечатлена в фотографиях будней и праздников пионерского лагеря, украшений фасада и сцены Большого театра в праздничные дни. Уникальный артефакт сталинской эпохи, в котором зримо отразилась ее глянцевая сторона, — «Альбом ювелирных изделий», выпущенный Главювелирторгом в 1948 году тиражом 27 экземпляров. Представлены несколько фотоальбомов, связанных с Никитой Хрущевым, один из которых — подарок генсеку от фотокорреспондента Семена Раскина. Дополняют фотораздел четыре работы мэтра отечественной фотожурналистики Юрия Абрамочкина.
В числе фарфоровых предметов второй части каталога — чайная пара «Роза и маска» по рисунку Сергея Чехонина, шесть глубоких тарелок из Кремлевского сервиза, а также серия коллекционных тарелок на тему «Перестройка». Вниманию ценителей фалеристики будут предложены советские нагрудные знаки, среди которых примечателен комплект «Отличников Советской армии» (26 шт.).
Предаукционная выставка проходит со 13 по 24 ноября, с 12:00 до 20:00, по адресу: Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 25, «Антикварный центр на Садовом» — Аукционный дом и галерея «Антиквариум» (3-й этаж).
Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно по телефону +7 (495) 374 50 90, на странице лота или по электронной почте — info@anticvarium.ru.
Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 24 ноября включительно.
Источник: пресс-релиз Аукционного дома «Антиквариум»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20171116_Antiqvarium.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20171116_Antiqvarium.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.