Филокартический онлайн-аукцион «Две столицы» в доме «Антиквариум»
ARTinvestment.RU   18 июля 2017

Коллекцию составили открытки конца XIX — первой половины XX в., посвященные Москве и Санкт-Петербургу/Петрограду/Ленинграду. Закрытие торгов состоится во вторник 25 июля, в 18:00

Онлайн-каталог аукциона.

Описание каталога устроители начинают с почтовых карточек, воспроизводящих работы известных живописцев и графиков. Значительный вклад в развитие жанра городского пейзажа внесли художники объединения «Мир Искусства», по-новому взглянувшие на имперскую столицу. Романтизация и поэтизация парадного центра с величественной Невой, гранитом набережных, дворцами и «оград узором чугунным» Летнего сада (Анна Остроумова-Лебедева) уравновешивалась чутким вниманием к «изнанке» большого города, его задворкам и «дальним углам» (Мстислав Добужинский). В начале XX столетия Санкт-Петербург переживал настоящий градостроительный бум и его облик, памятный по страницам Гоголя и Достоевского, уходил в небытие (впрочем схожие процессы затронули и «древнюю столицу»: достаточно вспомнить реквием Марины Цветаевой по «домикам старой Москвы», на смену котором явились «уроды, — грузные, в шесть этажей»). Поэтому еще одной важной темой мирискусников стал ретроспективный взгляд на «Петра творенье». Яркие примеры подобной исторической реконструкции мы находим у Александра Бенуа и Евгения Лансере. Родственные мотивы прослеживаются и в московских пейзажах Ивана Павлова и архитектора-неоклассика Ивана Фомина.

Тема природных катаклизмов стала особенно актуальна нынешним летом, запомнившимся ураганом и «вселенским потопом» в Москве. С разгулом стихии столичный регион неоднократно сталкивался и прежде. Так, в июне 1904 года прошел сильный смерч, нанесший значительный урон московским окраинам и предместьям. Владимир Гиляровский «по горячим следам» писал в своем репортаже: «…Пожелтело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали черными, они задевали колокольни. Наступивший мрак сменился сразу зловеще желтым цветом. Грянула буря, и стало холодно. Над Сокольниками спустилась черная туча — она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг все закрутилось … среди зигзагов молний вспыхивали желтые огни, и багрово-желтый огненный столб крутился посередине. Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола; срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья». На аукционе представлена подборка открыток, посвященная последствиям того смерча. Спустя четыре года Белокаменную ждал новый «подарок» природы. В Страстную неделю случилось крупнейшее в истории города наводнение. Уровень воды в Москве-реке поднялся до 9 (!) метров, были затоплены Болотный остров, большая часть Замоскворечья, Дорогомилово и Лужники. По свидетельствам очевидцев, в первые часы половодья на улицах можно было наблюдать, как «…городовые героически бросались в воду, хватая любопытствующих обывателей и заставляя их повернуться обратно…». Тем не менее стихия, нанеся колоссальный ущерб городскому хозяйству, не смогла омрачить приближающийся Светлый праздник: москвичи отправлялись на пасхальную заутреню на лодках, а разговлялись на крышах домов. «Совсем как на Большом канале в Венеции. Только серенад не было», — иронизировал журналист на страницах одной из газет. В коллекции онлайн-аукциона «Антиквариума» — подборка из 10 открыток с видами Москвы весной 1908 года. Куда чаще с водной стихией сталкивалась Северная Пальмира. Безусловный интерес представляют открытки, на которых запечатлен Ленинград в драматические дни осени 1924 года, во время крупного наводнения.

Начало минувшего столетия — эпоха технологического взлета и реализации смелых инженерных проектов. В каталоге содержатся почтовые карточки, посвященные вокзалам двух столиц, санкт-петербургским мостам, международной строительно-художественной выставке, а также серия открыток с видами Московской окружной железной дороги, прообраза современного Московского центрального кольца. В 1914 году известная кондитерская фирма «Эйнем» выпустила любопытную серию футуристических открыток «Москва будущего». Конечно, с высоты сегодняшнего дня урбанистические фантазии неизвестного художника кажутся наивными, однако что-то ему удалось довольно точно предугадать — в частности, современные очертания Лубянской площади. Полный комплект серии «Москва будущего», также известной под названием «Москва в XXIII веке», стал одним из топ-лотов аукциона.

Облик двух столиц значительно трансформировался за последнее столетие. В первую очередь это относится к Москве, ряд улиц и площадей которой изменились до неузнаваемости в 1930–40-х годах, во время реализации сталинского генплана реконструкции города. Многие памятники архитектуры, «визитные карточки» города, такие как Сухарева башня или Чудов монастырь в Кремле, были уничтожены. Представленные в каталоге открытки дают возможность увидеть старую Москву, почувствовать колорит города «дяди Гиляя» и «Чистого понедельника» Бунина. Не менее любопытны почтовые карточки, на которых запечатлены интерьеры ресторанов, крупнейшие рынки и типажи жителей города. Петербургские обыватели представлены открытками с работ Генриха Гейслера и Мстислава Добужинского. Наконец, отметим почтовые карточки, на которых запечатлен Таврический дворец и заседания Государственной думы Российской империи.

Предаукционная выставка открыта до 24 июля, с 12:00 до 20:00, по адресу: Москва, ул. Садовая-Кудринская, 25 (кроме воскресенья).

Телефон для справок:  +7(495) 374-5090. E-mail: [email protected].

Источник: пресс-релиз Аукционного дома и галереи «Антиквариум» (в здании «Антикварного центра на Садовом»)


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20170718_Antikvarium.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20170718_Antikvarium.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх