Шедевры Василия Верещагина на русских торгах Christie’s
2 июня 2014 на русские торги Christie’s выставляются два шедевра Василия Верещагина (1842–1904) — «Жемчужная мечеть в Агре» и «Портик церкви XVII века в Ярославле» — из коллекции колледжа им. Вассара (Нью-Йорк)
2 июня 2014 на русские торги Christie’s выставляются два шедевра Василия Верещагина (1842–1904) — «Жемчужная мечеть в Агре» (эстимейт 1–1,5 миллиона фунтов) и «Портик церкви XVII века в Ярославле» (эстимейт 300–500 тысяч фунтов), выручка от продажи которых будет направлена на пополнение фонда художественного центра Франсис Леман Лоб в колледже им. Вассара (Нью-Йорк). Эти работы великого русского художника не выставлялись на торги более 95 лет. До начала лондонского аукциона обе картины будут экспонироваться в рамках предаукционной выставки Christie’s, которая пройдет в Нью-Йорке с 5 по 8 апреля.
Джеймс Манди, директор художественного центра Франсис Леман Лоб в колледже им. Вассара: «Коллекция колледжа им. Вассара, изначально включавшая в себя более 3 000 произведений, по большей части американской живописи и европейского рисунка, на сегодняшний день насчитывает более 19 000 работ, отражающих историю развития мирового искусства с эпохи Древнего Египта до фотографии XXI века. Придерживаясь кураторского подхода, подразумевающего ответственное отношение к коллекции, и следуя стандартной практике ведущих мировых музеев, руководство художественного центра Франсис Леман Лоб производит регулярную ревизию собрания с целью выявления экспонатов, которые в силу ряда факторов (актуальность для собрания, состояние, избыточность) могут быть переведены в денежные активы, необходимые для приобретения работ, наиболее соответствующих образовательной программе колледжа. Выставление двух работ Верещагина на продажу с целью пополнения фондов происходит в соответствии с политикой колледжа… Мы остаемся верны заветам наших первых меценатов и надеемся таким образом приумножить их вклад в развитие колледжа».
В 1874 году Василий Верещагин отправился в Индию, где почти два года собирал этнографический материал для серии картин. Работы, ставшие итогом его путешествий, получились поразительно целостными и красивыми. Картина под названием «Жемчужная мечеть в Агре» была написана им в парижской студии в конце 1870-х — начале 1880-х годов. Глядя на то, как мягкий свет падает на архитектурные элементы этой мечети, можно понять, почему она так нравилась Верещагину, который в 1891 году писал: «Я люблю мусульманские мечети: молитва проста и не менее торжественна, чем у христиан, но божество у них не представляется ни кистью художника, ни резцом скульптора. Вы чувствуете, что Бог присутствует во время вашей молитвы, но где он...? Пусть это откроет ваша душа».
В 1887–1894 годы Василий Верещагин много путешествовал по России. В 1887–1888 годах он посетил Ярославль, Ростов, Кострому и Макаров. Картина под названием «Портик церкви XVII века в Ярославле» является ярким примером творчества Верещагина тех лет. Погруженный в полумрак интерьер кажется настолько близким и узнаваемым, что в памяти начинают всплывать знакомые звуки и запахи. Родившись в Череповце в семье довольно богатого помещика, Верещагин никогда не гнался за достатком и роскошью. В 1895 году он публикует «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей», рассказывающие о тяготах простых людей. Автор статьи в газете New York Times от 10 декабря 1888 года писал о том, что Верещагин «воплощает с помощью кисти идеи Толстого, которые Толстой выражает словом».
В ноябре 1888 года «Жемчужная мечеть в Агре» и «Портик церкви XVII века в Ярославле» экспонировались в Галерее американского искусства в Нью-Йорке. Эта выставка работ Верещагина была открыта два месяца и пользовалась невероятным успехом. Перед открытием было разослано пять тысяч приглашений. Залы галереи были украшены восточными коврами и произведениями декоративно-прикладного искусства, приобретенными художником в ходе путешествия. После Нью-Йорка выставка была отправлена в Чикаго, Сент-Луис, Филадельфию, Балтимор и Бостон, собрала тысячи посетителей и массу упоминаний в прессе. В 1891 году турне закончилось, картины вернулись в Нью-Йорк, после чего вечером 17 ноября все 110 работ ушли с молотка.
Картина «Портик церкви XVII века в Ярославле» была приобретена Э. М. Коли, затем переходила по наследству вплоть до 1981 года, когда она была преподнесена в дар колледжу им. Вассара. Картина «Жемчужная мечеть в Агре» также была продана в 1891 году, а год спустя была приобретена Католиной Ламберт, чья знаменитая коллекция в свою очередь была распродана в 1916 году. Впоследствии картину приобрели Фредерик Томпсон и его супруга, которые подарили ее руководству колледжа в том же году. Таким образом, эти две работы в последний раз выставлялись на аукционные торги в 1891 и 1916 годах соответственно.
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20140407_vereschagin.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20140407_vereschagin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.