Art Investment

Аукционы недовольны: китайцы скверно платят после торгов

Аукционы ищут способы обезопасить себя, а заодно и сохранить лицо 10-миллиардному рынку азиатского искусства

На ведущих мировых аукционах китайские коллекционеры уже давно бьют многочисленные рекорды, во многих областях оставляя далеко позади западных конкурентов. Китайский арт-рынок в 2010 году впервые в истории открытых торгов вышел на первое место в мире по аукционной выручке, обогнав традиционную тройку лидеров США — Великобритания — Франция.

По данным исследования TEFAF, объем рынка только китайского антиквариата в 2010 году составил 6 миллиардов евро (8,6 миллиардов долларов), показав рост на 160 процентов по сравнению с аналогичным показателем 2009-го. А, по подсчетам Bloomberg, рынок китайских культурных ценностей сейчас составляет более 10 миллиардов долларов. На аукционах азиатского искусства, проходящих в Европе и США, среди покупателей уже давно доминируют китайцы. Новые миллионеры с удовольствием покупают то, что когда-то принадлежало их стране. Коллекционеры Поднебесной патриотично возвращают на Родину предметы искусства, особое внимание уделяя работам с императорским провенансом.

Однако есть одно обстоятельство, которое «картину успеваемости» Китая может сильно подпортить. Оказывается, порой дальше сенсационной цены молотка дело не доходит и аукционные дома, наполняющиеся радостью по мере роста ставок от китайских клиентов, в итоге остаются у разбитого корыта: клиенты не платят по счетам.

О самом дорогом в истории китайском произведении искусства СМИ в ноябре 2010-го гудели долго. История, и правда, занимательная. На не особо приметные лондонские торги Bainbridges была выставлена фарфоровая ваза, найденная случайно при уборке какого-то дома в Лондоне. Эстимейт от 800 тысяч фунтов за это произведение показался организаторам торгов достаточным, никто не ожидал, что лот вызовет колоссальный интерес покупателей. Сорок китайских коллекционеров, дилеров и агентов специально приехали в Англию, чтобы купить вазу периода императора Цяньлуна. Полчаса шел жаркий торг, взвинтивший в итоге цену лота до невероятных 51,6 миллиона фунтов (83 миллиона долларов). Однако уникальная ваза все еще находится в Лондоне: новый владелец до сих пор за нее не заплатил. Об этом в интервью в феврале сообщил глава аукционного дома Питер Бейнбридж (Peter Bainbridge). Дать комментарии корреспондентам Bloomberg он отказался.

Игнорировать счета западных аукционных домов клиентам из Поднебесной не в новинку. В феврале 2009 года Christie’s распродавал коллекцию Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Задолго до начала торгов Китай стал протестовать против продажи двух бронзовых скульптур в виде голов крысы и кролика, похищенных из летнего императорского дворца Юаньминюань в 1860 году. Появление этих лотов на аукционе сопровождалось громким скандалом, их возможную продажу в Китае называли незаконной и требовали безвозмездно возвратить «Голову крысы» и «Голову кролика» китайскому народу. Но иск китайского суда Christie’s отклонил, обе скульптуры были выставлены на торги и проданы за 31,5 миллиона евро. Однако китайский коллекционер Цай Минчао (Cai Mingchao) свою покупку так и не оплатил. Коллекционер заявил, что «действовал в интересах всего китайского народа», и добавил, что таким образом выполнил свой гражданский долг.

Теперь западные аукционные дома задумались о том, как и богатых восточных клиентов не потерять, и в случае чего остаться при своих. Обезопасить владельцев произведений и аукционные дома способны авансовые платежи от потенциальных покупателей. Однако продавцы рискуют такими мерами отпугнуть клиентов. Как полагает лондонский дилер Джон Бервалд (John Berwald), «проблемы с оплатой, наверное, есть, иначе аукционные дома не пошли бы на это».

Парижский эксперт по азиатскому искусству Пьер Анса (Pierre Ansas) перед тем, как пустить с молотка на торгах Labarbe в Тулузе китайский свиток и печать периода правления императора Цяньлуна, попросил заинтересованных клиентов внести авансовый платеж в 200 тысяч евро. «Это не вызвало у них восторга, но я несу ответственность и должен поддерживать свой бизнес. Я лучше продам свиток за 8–10 миллионов евро тому, у кого есть деньги, чем за безумные суммы кому-то, кого я не знаю».

Семь коллекционеров из Азии были готовы внести по 200 тысяч евро за свиток, изображающий императора Цяньлуна на военном смотре. С каждым из них был подписан контракт, обязывающий клиента в случае, если его ставка станет решающей, оплатить треть стоимости лота в течение недели, а остальное — в течение трех месяцев. Дилера, представляющего интересы покупателя вазы на Bainbridges, к участию не допустили. 26 марта свиток ушел с молотка за 22,1 миллиона евро (31 миллион долларов), а печать за 12,4 миллиона евро (17,4 миллиона долларов) к двум разным китайским клиентам.

На прошлой неделе в Гонконге на торгах Sotheby’s продавался китайский фарфор из коллекции Мейинтан. 22 из 77 лотов остались без покупателей, включая топ-лот — вазу с эстимейтом 23 миллиона долларов. Дилеры полагают, что клиентов смутили авансовые платежи аж до 500 тысяч долларов, которые аукцион требовал в обмен на возможность сделать ставку на топ-лоты.

Пытаются себя защитить и региональные аукционные дома Великобритании — к примеру, Wiltshire в графстве Уильшир и Duke’s в Дорчестере, которым в мае предстоят торги азиатским искусством. Директор Duke’s подумывает ввести авансовые платежи в систему и просить их с тех клиентов, которых они не знают.

«Аукционным домам пора становиться жестче», — считает лондонский дилер Роджер Кеверне (Roger Keverne), ждавший полгода, пока ему оплатят покупку фарфоровой вазы за 150 тысяч фунтов. «С новыми деньгами приходят новые клиенты, и авансовые платежи для новичков будут не лишними. В противном случае мы получим мнимый рынок».

Источники: bloomberg.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110416_chinese_non_payers.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110416_chinese_non_payers.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».