На Christie’s появится монументальная скульптура Анри Матисса
Рельеф «Обнаженная женская фигура со спины IV» оценивается в 25-35 миллионов долларов
На вечерних торгах Christie’s «Искусство импрессионизма и модернизма», которые пройдут 3 ноября в Нью-Йорке, топ-лотом станет монументальная бронзовая скульптура Анри Матисса «Обнаженная женская фигура со спины IV», являющаяся четвертым вариантом рельефа «Стоящая спиной к зрителю», причем, пожалуй, самым амбициозным и запоминающимся из всех. Данная серия из четырех бронзовых рельефов в человеческий рост общепризнанна как величайшее достижение в модернистской скульптуре ХХ века. С каждой из скульптур было сделано 12 слепков, их лучшие образцы в настоящее время находятся в ведущих мировых музеях, таких как лондонская галерея «Тейт», нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) и парижский Центр Жоржа Помпиду. Предстоящие торги станут первым в истории аукционной практики событием, в рамках которого одна из этих скульптур выставляется на публичную продажу. Эксперты аукционного дома ожидают, что цена ее достигнет 25-35 миллионов долларов. Из 12 бронзовых слепков, сделанных с данной скульптуры, в частных руках сегодня осталось всего два, один из которых и будет выставлен на торги.
Конор Джордан, глава нью-йоркского департамента искусства импрессионизма и модернизма Christie’s, заявил: «Грядущие торги представляют собой уникальную возможность для каждого коллекционера, который разделяет мнение о том, что работы Матисса из серии «Стоящая спиной к зрителю» являются своеобразной вехой в истории модернистской скульптуры. На протяжении 20 лет, начиная с первого и заканчивая четвертым вариантом «Стоящей спиной», Матисс своими творениями проиллюстрировал изменения визуального языка от фигуративности к абстракции. Финальная скульптура стала настоящей кульминацией — образом, который перевернул искусство ХХ века».
Если рассматривать все работы серии в совокупности, то можно проследить путь развития творческих исканий самого Матисса, который впервые обратился к барельефам в 1909 году, создав детальное и натуралистическое изображение одинокой женской фигуры, на которую зритель смотрит сзади, — ее левая рука поднята вверх и держится за край стены, в то время как правая согнута за спиной. Эта первая работа не дошла до наших дней, но ее замысел в слегка переработанном варианте сохранился в первом рельефе «Стоящей спиной к зрителю». На протяжении последующих лет Матисс неоднократно вносил изменения в «Стоящую спиной», в результате чего в 1913 году появился второй вариант, а в 1916-1917 годах — третий. С каждой новой интерпретацией Матисс менял как положение самой фигуры, так и поверхность, на фоне которой она расположена, стараясь таким образом достичь идеального образа женской фигуры.
Около 1930 года, более чем через два десятка лет после первой попытки, Матисс отлил четвертую скульптуру «Стоящая спиной к зрителю», которая стала самым ярким воплощением темы, владевшей им на протяжении многих лет. Более совершенная и утонченная скульптура теперь имела четкий архитектурный рельеф, разделяя фигуру женщины на три симметричные зоны — голову, волосы и позвоночник, вплавленный в колоннообразную форму по центру работы. Довольный результатом, Матисс хранил гипсовый слепок скульптуры в своей студии до конца жизни. Эксперты полагают, что стремление к простоте и пространственная композиция рельефа могли вдохновить Матисса на создание в более поздние годы одной из его самых прекрасных живописных работ — «Большое синее платье» (1937), которая сейчас находится в коллекции Музея искусств в Филадельфии.
В отношении всех работ, созданных в рамках серии, внук художника Жерар Матисс высказал его биографу Хилари Сперлинг предположение, что если бы она полностью посвятила себя изучению этих скульптур, то смогла бы найти в них отражение всей жизни Матисса, для которой был характерен необычайный баланс, всегда находящийся на грани.
Несмотря на то что скульптуры «Стоящая спиной к зрителю» всегда представляются как серия, давая возможность зрителю проследить изменение женской фигуры с первого по четвертый вариант, Матисс никогда не воспринимал их как серию, тем более что никогда при его жизни они не выставлялись в группе. Каждый гипсовый слепок был отлит в бронзе в 12 экземплярах в период с 1948 по 1981 год. Полные серии из четырех скульптур находятся в настоящее время в девяти музеях. Каждый бронзовый рельеф достигает 183 сантиметров в высоту и весит более 270 килограммов.
В последний год цены на выдающиеся скульптуры эпохи модерна сильно возросли, что вызвано огромным спросом коллекционеров всего мира на высококачественные работы импрессионистов и модернистов. В июне на торгах Christie’s за 52,6 миллиона долларов с молотка ушла уникальная скульптура Амедео Модильяни «Голова», побившая рекорд стоимости на работы художника и ставшая самым дорогим предметом, проданным во Франции. В мае на торгах Christie’s в Нью-Йорке небывалой стоимости в 53,2 миллиона долларов достигла скульптура Альберто Джакометти из выдающейся коллекции госпожи Сидни Ф. Броуди.
Из других топ-лотов предстоящих вечерних торгов «Искусство импрессионизма и модернизма» следует назвать работы Леже, Родена и Моранди из собрания Макса Палевски, а также творения Кайботта, Сера и Писсаро из собрания Уолтера и Филлис Шоренстайн.
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20101006_matisse_christies.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20101006_matisse_christies.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.