На Sotheby’s ушла с молотка за 2,4 миллиона фунтов акварель Джона Роберта Козенса
На прошлой неделе в рамках распродажи частной коллекции Яна Крафта на Sotheby’s в Лондоне был установлен ряд рекордов. Акварель Джона Роберта Козенса ушла с молотка за 2,4 миллиона фунтов, став самой дорогой британской акварелью XVIII века
На торгах Sotheby’s «Особый взгляд: частная коллекция из Британии», состоявшихся на прошлой неделе в Лондоне, уверенную позицию заняли английские акварели. Было побито четыре персональных рекорда. А одна из картин ушла с молотка за 2,4 миллиона фунтов, став самой дорогой британской акварелью XVIII века.
Это стало событием для рынка акварельной живописи Британии XVIII-XIX веков. В последнее время регулярные торги, посвященные этой живописной технике, не проводятся. На аукционах старых мастеров появляются отдельные акварели, но, как правило, речь идет всего о нескольких популярных художниках — Уильяме Тернере (William Turner), Джоне Констебле (John Constable) и Томасе Гейнсборо (Thomas Gainsborough). Остальные работы сейчас слишком дешевы и старомодны, чтобы попасть на ключевые аукционы Британии. А ведь именно англичане 200 лет назад произвели настоящую революцию в технике акварели, превратив ее из средства простого описания в полную экспрессии и поэзии форму созерцания пейзажа. Теперь собрания, состоящие только из акварелей, появляются на торгах лишь в случае распродажи отдельной частной коллекции.
Так было в 2007 году, когда Sotheby’s выставил 14 акварелей Тернера из коллекции Гая и Мириам Улленс (Guy and Myriam Ullens). Они принесли 12 миллионов фунтов стерлингов.
Теперь свою личную коллекцию выставил на аукцион профессор Ян Крафт (Ian Craft), директор лондонского Центра гинекологии и репродуктивного здоровья. Коллекция прежде находилась в его имении в Албании.
Начало рекордам положила акварель 1766 года Джозефа Райта по прозвищу Райт из Дерби (Joseph Wright of Derby), изображающая читающего мальчика. Она ушла с молотка за 313 250 фунтов, став второй по стоимости работой этого автора на бумаге.
Затем борьба развернулась за редкую работу пейзажиста Ричарда Уилсона (Richard Wilson). «Вилла Боргезе в Риме» досталась канадскому коллекционеру Барону Дэвиду Томсону (Baron David Thomson) за 109 250 фунтов (эстимейт 100-200 тыс.).
Под 60-м номером появился топ-лот аукциона — панорама грозового неба и темнеющих холмов вокруг озера Альбано в окрестностях Рима кисти Джона Роберта Козенса (John Robert Cozens). Эта экспрессивная, воздушная работа по праву считается одним из лучших произведений художника. Ян Крафт приобрел картину в 1991 году за рекордные тогда 198 500 фунтов стерлингов. Теперь за акварель, оцененную в 500-700 тыс. фунтов стерлингов, развернулась борьба между бывшим экспертом Sotheby’s, лондонским дилером Гаем Пеппиаттом (Guy Peppiatt) и Дэвидом Томсоном. В результате Томсон снова одержал победу, остановив торг на сумме 2,4 миллиона фунтов. Отныне «Озеро Альбано и Замок Гандольфо» не только самая дорогая работа Козенса, но и самая дорогая британская акварель XVIII века.
Конечно, это не рекордные акварели Уильяма Тернера. Но Тернер писал их уже в XIX веке. Между прочим, в период творческого становления художник вдохновлялся работами именно Джона Роберта Козенса.
После грандиозного успеха работы Козенса последовали следующие рекорды. Дэвид Томсон приобрел еще две акварели: пейзаж «Грот нимфы Эгерии в окрестностях Рима» Томаса Джонса (ThomasJones), ученика Ричарда Уилсона, и работу Франсиса Тауна, на которой запечатлено озеро Альбано. Обе картины удвоили свои эстимейты, уйдя к Томсону соответственно за 229 250 и 289 250 фунтов стерлингов.
Друг и соперник Тернера Томас Гёртин (Thomas Girtin) ушел из жизни очень рано, в 27 лет. Его акварель 1799 года изображает Даремский собор и замок, возвышающиеся над каскадами реки Уир. Эту работу для своей ретроспективы Гёртина выбрала галерея Тейт Британия в 2002 году. Картина ушла с молотка за 265 250 фунтов к Гаю Пеппиатту, одержавшему победу над музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Всего собрание из 75 миниатюр, рисунков и акварелей принесло Sotheby’s 5,1 миллиона фунтов, существенно превысив эстимейт в 2,9 миллиона. Эта сумма больше, чем все вырученные Sotheby’s средства от продажи британских акварелей в 2009 году. Эксперт аукционного дома по акварели Эммелин Холлмарк (Emmeline Hallmark) так прокомментировала торги: «С рынком акварели всё в порядке, спрос на эти произведения есть. Вместе с тем успех этого аукциона не означает, что мы будем в ближайшее время возрождать регулярные акварельные торги».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100720_watercolours_sothebys.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100720_watercolours_sothebys.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.