Бэнкси и другие
Взлеты и падения рынка уличного искусства
Стрит-арт родился на улицах Нью-Йорка в 1960-х годах. В то время граффити олицетворяли нонконформизм и бунт против властей, а сейчас работы «уличных» художников можно встретить в крупных галереях, аукционных каталогах и частных коллекциях. Стрит-арту были посвящены выставки в таких уважаемых музеях, как лондонская галерея Тейт Модерн (Street art, 23 мая — 25 августа 2008) и парижский Гран-Пале (Tag, 27 марта — 26 апреля 2009).
В 2000-х рыночный спрос на уличное искусство был неутолим: за десять лет ценовой индекс этой категории поднялся на 195 %. Кульминация пришлась на январь 2008 года. С тех пор цены упали на 40 % (до уровня 2005 года).
«Столицей стрит-арта» в уходящем десятилетии был вовсе не Нью-Йорк, как можно было бы подумать, а Лондон. Главной звездой тут был загадочный Бэнкси (Banksy), который, предположительно, родился в Бристоле в 1974. О том, кто на самом деле этот возмутитель общественного спокойствия, до сих пор ведутся ожесточенные споры. Тэги Бэнкси впервые появились в британской столице около 2001 года. Сейчас его рисунки украшают стены по всему миру: художник «отметился» в Барселоне, Париже, Нью-Йорке, Палестине... В ноябре 2003 года состоялся аукционный дебют знаменитого анонима. Его картина под названием «Будь собой» (Keep It Real) была продана весьма убедительно — за 800 фунтов стерлингов.
18 мая 2005 Бэнкси повесил на своем сайте объявление, в котором говорилось, что художник разместил в Британском музее камень с нацарапанным «в наскальном стиле» рисунком. Медиа раструбили эту историю на весь мир, и творчество Бэнкси вошло в моду. Произведения «стрит-артиста» начали собирать различные популярные персоны, например Кристина Агилера (Christina Aguilera) и Анджелина Джоли (Angelina Jolie). Всего лишь за два года цены на Бэнкси добавили три нолика: в октябре 2007 его «Грубый лорд» ушел на Sotheby’s за 270 тысяч фунтов. Всего через несколько месяцев, 14 февраля 2008 года, работа под названием Keep it spotless — трафаретный рисунок на картине с «кружочками» Дэмиена Хёрста (Damien Hirst) — принесла 1,7 миллиона долларов! Это первый и (пока что) единственный семизначный уход вещи Бэнкси. В 2009 на рынке художника наблюдалось затишье: число выставленных на торги работ сократилось на две трети.
Успех Бэнкси вдохновил многих молодых лондонских художников, получивших поддержку таких аукционных домов, как Bonhams и Dreweatts. В 2008 они провели тематические торги, на которых были представлена как «классика» уличного искусства от Жана-Мишеля Баскиа (Jean-Michel Basquiat), так и произведения художников нового поколения — Ника Уокера (Nick Walker), группы Faile, Адама Нита (Adam Neate), Mau Mau, CEPT, Beejoir, Cyclops и Гая Деннинга (Guy Denning). Тренд подхватили французские аукционные дома — Artcurial, Cornette de Saint Cyr и Pierre Bergé & Associés. Популярности стрит-арта во Франции способствовала, конечно же, выставка в Гран-Пале, а также экспозиция «Рожденный на улице — Граффити», организованная Фондом Картье.
Рынок уличного искусства обладает особой привлекательностью для молодых коллекционеров. Во-первых, он очень динамичен; во-вторых, большинство произведений на нем очень доступны; в-третьих, есть вероятность, что в будущем цены на творчество популярных художников этого направления сильно возрастут — примером могут служить выдающиеся результаты продаж Кита Хэринга (Keith Haring) и того же Баскиа. Сейчас небольшие работы таких авторов, как MISS-Tic, могут быть приобретены за 500 долларов, а произведения Crash, Speedy Graphito, Daze, Invader, Futura 2000, Quik и Ксавье Пру (Xavier Prou, прозвище — Blek Le Rat) обычно приносят от 1 до 10 тысяч долларов. Еще выше котируются крупноформатные работы Джона Перелло (John Perello) aka Jonone, продающиеся за 10–40 тысяч долларов.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100411_banksy.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100411_banksy.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.