Имел ли Polaroid право выставлять свою коллекцию на торги?
Оказывается, некоторые авторы дали компании лишь право выставлять и публиковать работы, а продавать свои снимки они не разрешали
Группа, возглавляемая бывшим мировым судьей Сэмом Джойнером (Sam Joyner), собирается оспаривать решение суда по делам о банкротстве штата Миннесота, в прошлом августе постановившего продать на открытых торгах фотографии из корпоративной коллекции Polaroid. По словам Джойнера, многие художники, подарившие компании свои работы, не давали ей права выставлять их на рынок.
Более 1 200 снимков из собрания должны появиться на нью-йоркских аукционах Sotheby’s, которые пройдут 21 и 22 июня. Эстимейт торгов — 7,5–11,5 миллиона долларов. Покупателям будут предложены произведения Энзела Адамса (Ansel Adams), Энди Уорхола (Andy Warhol), Чака Клоуза (Chuck Close), Уильяма Вегмана (William Wegman) и многих других.
Корпорация Polaroid получила всемирную известность благодаря производству фотоаппаратов, позволяющих делать моментальные снимки, но с приходом на рынок цифровых камер ее дела резко ухудшились. В 2000-х компания подавала на банкротство дважды; последний раз — в 2008 году, в связи с банкротством материнской компании Petters Group Worldwidе, чей руководитель был обвинен в мошенничестве на сумму 3,65 миллиарда долларов. В 2009 году имя и активы Polaroid (не включая коллекцию) были приобретены за 88 миллионов фирмой Hilco Consumer Capital и ликвидатором Gordon Brothers Group. Собрание осталось у корпорации, которую переименовали в PBE. Сейчас оно находится в руках ее ликвидаторов.
Инициатором создания коллекции был основатель Polaroid Эдвин Лэнд (Edwin Land), который давал ведущим художникам пленку и камеры в обмен на снимки. Многие работы — например, коллекция винтажных фотографий, собранная для Polaroid Энзелом Адамсом, или около 400 произведений самого Адамса — принадлежат компании «целиком и полностью»; однако некоторые соглашения с фотографами дают компании право лишь на экспонирование и публикацию работ, но никак не на продажу. Это и заботит Сэма Джойнера и его соратников. Они утверждают, что судьи, велевшие продать фотографии с аукциона, не видели всех соглашений. В обязанности Джойнера входит связываться с фотографами и просить их просмотреть еще раз контракт.
Представители Sotheby’s заявили, что решение суда Миннесоты широко освещалось в американских СМИ, и никто из художников не пожелал его обжаловать. Тем, кто добивается повторного слушания, не удалось найти фотографов, согласных их в этом деле поддержать. Согласно аукционному дому, авторы имели возможность потребовать свои работы до признания компании банкротом в 2002 и 2009 годах. Некоторые фотографы, не входящие в число тех, чьи работы представлены на аукционе, пытались добиться возвращения своих творений, но суд им отказал. Что до выставленных на торги снимков, то ни один из предполагаемых законных владельцев за ними не обращался и соглашений, подтверждающих чье-то право на ту или иную работу, никто не предъявлял.
Журналист А. Д. Коулмэн (A. D. Coleman), чей блог Photocritic International превратился в форум для дискуссий на эту тему, отмечает еще одну странность — пропажу 8 тысяч снимков из коллекции. В 2001 году компания указала в бумагах о банкротстве, что в ее собрание входят 24 тысячи фотографий и других произведений искусства. А в ходатайстве о продаже собрания с аукциона, поданном в прошлом году, говорится лишь о 16 тысячах работ.
Директор отдела фотографии Sotheby’s Дениз Бетел (Denise Bethel) заявляет, что они отобрали произведения, обладающие наибольшей рыночной ценностью. По ее словам, снимками уже интересовались некоторые культурные учреждения. «Но частные коллекционеры готовы на многое дабы заполучить желаемое», — добавляет она.
Подробнее о собрании Polaroid и предыстории вопроса можно прочитать здесь.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100313_polaroid.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100313_polaroid.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.