Современное искусство на Christie’s 11 февраля: «От космической эры до наших дней»
Выдающиеся произведения Ива Кляйна, Питера Дойга, Мартина Киппенбергера и Фрэнка Ауэрбаха будут выставлены на торги Christie’s «Послевоенное и современное искусство» 11 февраля 2010 года
11 февраля в Лондоне пройдут вечерние торги Christie’s «Послевоенное и современное искусство». На аукцион будет выставлено 52 лота, суммарный эстимейт которых составляет 26,29–38,26 миллиона фунтов. Сегодня, 6 февраля, открывается предаукционный показ.
Работы, предлагаемые вниманию коллекционеров, охватывают временной промежуток последних 60 лет. Топ-лоты торгов представлены произведениями, созданными в начале 1960-х годов, в их числе произведения Ива Кляйна, Питера Дойга, Мартина Киппенбергера, Рагиба Шоу, Нео Рауха, Фрэнка Ауэрбаха, Энди Уорхола, Николя де Сталя.
Глава европейского департамента послевоенного и современного искусства Christie’s Фрэнсис Аутрид отметил: «В рамках предстоящего аукциона на торги будет предложен целый ряд работ, основную часть которых составляют произведения, созданные во время начала космической эры. Это один из самых плодотворных периодов в данной категории, он оказал неоспоримое влияние на дальнейшее развитие истории искусства в целом. Для нас большая честь выставлять на торги «Золотую губку RE47II» Ива Кляйна, которая является одной из двух сохранившихся работ подобного рода, наряду с его же произведением под названием «Антропометрия (ANT 5)» — крупнейшей картиной в серии из 6 штук, созданных по уникальной технологии художника с применением огня. Помимо этого, на торги будут выставлены работы художников, чье творчество пользовалось устойчивым спросом на протяжении 2009 года, — Питера Дойга, Мартина Киппенбергера и Нео Рауха».
Полвека назад Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Одновременно с этим президент Кеннеди объявил о намерении США высадить человека на Луне, что и было достигнуто в 1969 году. Первые шаги по освоению космоса и научные открытия, связанные с этим процессом, стали новой точкой отсчета в истории XX века, преобразовав ее до неузнаваемости. Безусловно, все это нашло отражение в искусстве того периода, в частности в произведениях таких известных художников, как Ив Кляйн, Лючио Фонтана, Пьеро Манцони и Ричард Гамильтон. На февральские торги будет выставлен целый ряд работ, созданных в начале 1960-х годов, каждая из которых по-своему интерпретирует тему космоса.
«Золотая губка RE47II» Ива Кляйна (1928–1962) наряду с еще одной похожей работой объединила в себе основные компоненты двух самых известных серий художника — «губок-рельефов» и «золотых монохромов». По словам исследователя творчества художника Стивена Петерсена, «он [Кляйн] не только изменил облик современного искусства в свете космических открытий, но изменил само представление о космосе». Созданная в 1961 году, когда Кляйн приобрел широкую известность в США, эта работа регулярно включалась в большинство ретроспективных выставок, посвященных творчеству художника, включая передвижную выставку 1983 года, экспонировавшуюся в таких известных выставочных центрах Америки, как музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, музей Университета Райс в Хьюстоне, музей современного искусства в Лос-Анджелесе (МОСА), а также выставку 2006 года, проходившую в Центре Помпиду в Париже. Ранее работа, которая выставляется на торги впервые с момента своего создания, находилась в коллекции Франсуа де Менила, сына Доминик де Менил — основательницы Хьюстонского музея, у которого была приобретена настоящим владельцем около 1980 года. Ее оценочная стоимость составляет 5–7 миллионов фунтов.
«Антропометрия (ANT 5)» Ива Кляйна является самой масштабной работой серии из 6 штук, созданных по уникальной технологии художника с применением огня (эстимейт 1,5–2 миллиона фунтов). Выполненное в 1962 году, незадолго до безвременной кончины художника в возрасте 34 лет, это произведение является ярким образцом серии работ Кляйна под названием «Антропометрия», созданных при помощи отпечатков человеческого тела на полотне. Эти работы призваны были наглядно отразить попытку художника совершить то, что он называл «прыжком в пустоту». Они зачастую изображали парящие тела и символизировали, по замыслу Кляйна, «универсальную невесомость». Кляйн спреем наносил краску на холст, оставляя на нем контуры женских тел, а впоследствии выжигал полотно огнеметом, что приводило к образованию на картинах узоров золотого цвета.
Среди других работ, выставляемых на торги и относящихся к тому же периоду, следует отметить «Ахром» Пьеро Манцони (1933–1963) 1960 года (эстимейт 600–800 тысяч фунтов), два полотна Антонии Тапиеса (род. в 1923) — «Красноватый знак на белом фоне» 1963 года (эстимейт 300–400 тысяч фунтов) и «Серо-коричневый овал» 1959 года (эстимейт 200–300 тысяч фунтов). Вниманию коллекционеров будет представлено произведение Ричарда Гамильтона (род. 1922) под названием «По направлению к окончательному высказыванию в отношении грядущих тенденций в сфере человеческой одежды и аксессуаров (набросок II)» (эстимейт 80–120 тысяч фунтов) — яркий образец раннего поп-арта, включающий в себя изображение Юрия Гагарина и являющийся наброском к известной работе художника «По направлению к окончательному высказыванию в отношении грядущих тенденций в сфере человеческой одежды и аксессуаров (Давайте вместе исследовать звезды)», находящейся в собрании галереи Тейт. Тема исследования космоса прослеживается и в трех работах Аниша Капура (род. 1954), чье творчество сегодня находится на пике своей популярности, о чем свидетельствует обширная выставка художника, проходившая в 2009 году в Королевской академии художеств Лондона. Его работа «Вспышка дождевого потока» 2005 года оценена экспертами аукционного дома в 400–600 тысяч фунтов, а эстимейты работ «Богиня (Пустота)» 1991 года и «Будо» 2006 года составляют 300–400 тысяч.
По итогам 2009 года на торгах Christie’s были достигнуты три из четырех самых высоких ценовых показателей на работы Питера Дойга (род. 1959). В феврале на торги будет выставлено его масштабное полотно «Западный фасад цементного блока». На создание данной работы художника вдохновило архитектурное творение великого Ле Корбюзье, находящееся во французском городе Бри, которое Дойг впервые увидел в 1961 году. Сам Ле Корбюзье называл подобные строения «жилыми единицами», в то время как для Дойга оно послужило источником вдохновения для серии произведений, экспонировавшихся в галерее Тейт и номинированных на премию Тернера в 1994 году. Работа, выставляемая на торги Christie’s, является одной из лучших в данной серии и была приобретена настоящим владельцем непосредственно у художника. Эстимейт полотна составляет 2–3 миллиона фунтов.
В октябре 2009 года по итогам лондонского аукциона Christie’s работа Мартина Киппенбергера (1953–1997) «Парижский бар» ушла с молотка за 2,3 миллиона фунтов, что поставило ее на второе место в списке самых дорогих работ автора. На февральские торги выставляются две работы выдающегося немецкого художника. Эстимейт автопортрета «Без названия» 1983 года из серии «Дорогой художник, напиши меня» составляет 0,8–1,2 миллиона фунтов. Другая работа Киппенбергера, состоящая из пяти частей, называется «Пролетая над Тангой». Она была написана в 1982–1983 годах и приобретена у художника настоящим владельцем сразу после своего создания. Образ китайского мальчика, держащего в руках банку «Кока-Колы», с центрального полотна композиции стал широко известен после того, как группа Manic Street Preachers использовала его в качестве обложки для своего сингла Faster.
В прошлом году на Christie’s был установлен рекорд на работу Нео Рауха (род. 1960) «Сигнальная будка», проданную за 892,45 тысячи фунтов. На предстоящий аукцион будет представлена работа «Склад» 1998 года, эстимейт которой составляет 500–700 тысяч фунтов.
Творчество Рагиба Шоу (род. 1974) будет представлено на торгах работой «Сад земных наслаждений XIV» (эстимейт 500–700 тысяч фунтов), являющейся актуальной интерпретацией триптиха Иеронима Босха, находящегося в музее Прадо.
На торги также будут выставлены три работы Фрэнка Ауэрбаха (род. 1931), чей каталог-резоне был недавно издан под редакцией Уильяма Фивера. В своей художественной технике Ауэрбах использует настолько толстые мазки краски, что его произведения скорее напоминают скульптурные барельефы, чем живописные полотна. Данная техника принесла ему международное признание, поставив в один ряд с другим выдающимся британским художником — Фрэнсисом Бэконом, который был большим поклонником творчества Ауэрбаха. Один из трех выставляемых на торги портретов —«Голова Д.Й.М.» — написан в 1973 году. Эстимейт портрета любимой модели Ауэрбаха Джулии Йардли Миллз составляет 0,9–1,2 миллиона фунтов. Эта красочная, дышащая неповторимой энергией работа находилась в собственности настоящего владельца с 1974 года и, как и два других портрета, никогда ранее не появлялась на рынке. «Голова Хелен Гиллеспи VI» — шестой по счету в серии из девяти портретов Хелен Гиллеспи, написанных на протяжении пяти лет начиная с 1961 года, оценен экспертами аукционного дома в 500–700 тысяч фунтов. Оценочная стоимость одного из последних портретов Джулии Миллз, написанных художником в 1996 году, который называется «Сидящая Д.Й.М. II», составляет 180–250 тысяч фунтов.
На торги будут выставлены две работы Никола де Сталя. Пейзаж «Сицилия (Агридженто)» 1953 года оценен в 0,7–1 миллион фунтов; другие версии данной работы сегодня находятся в музее современного искусства в Лос-Анджелесе (МОСА) и музее изящных искусств в Гренобле. Еще одно произведение де Сталя — натюрморт «Красные цветы» 1952 года — предварительно оценено в 600–800 тысяч фунтов.
В июне 2009 года на торгах Christie’s за 163,25 тысячи фунтов, с существенным превышением эстимейта, была продана работа «Золотое сердце независимости» (2004) португальской художницы Джоаны Васконселос (род. 1971). В рамках февральских торгов вниманию коллекционеров будет предложено ее произведение «Мэрилин», чья оценочная стоимость составляет 100–150 тысяч фунтов. Прообразом для создания этой масштабной (три на четыре метра) инсталляции в форме туфель на каблуках, выполненной из кастрюль, послужила обувь героини Мэрилин Монро в фильме «Семилетний зуд».
Глава европейского департамента послевоенного и современного искусства Christie’s Фрэнсис Аутред отметил: «В период с конца 2008-го по первую половину 2009 года рынок современного искусства существенно переориентировался. На протяжении второй половины прошлого года корректировка эстимейтов привела к уверенному уровню спроса, демонстрируемому в данной категории. Данные торги являются первым важным аукционом послевоенного и современного искусства в 2010 году, и мы надеемся, что сможем удовлетворить запросы тех коллекционеров, к которым возвращается чувство уверенности».
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100206_christies_11_feb.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100206_christies_11_feb.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.