Рынок тиражной графики: превратности судьбы
Как обстоят дела в самом доступном сегменте арт-рынка?
Тиражная графика исторически считается самым доступным сегментом арт-рынка. 75–85 процентов оттисков, появляющихся на открытых торгах, стоят дешевле двух тысяч евро, и первыми в собраниях начинающих коллекционеров, оперирующих весьма скромными бюджетами, нередко появляются именно подобного рода произведения. Аукционные сделки с эстампами в последние десять лет составляли 10–17 процентов от общего числа продаж; они же были ответственны за 1,6–3,6 процента мирового аукционного дохода.
Согласно Artprice.com, за шесть лет (с января 2002 по январь 2008 года) ценовой индекс тиражной графики вырос на 110 процентов. Рыночное буйство 2005–2008 годов не обошло этот сегмент стороной: сравните показатели 2003 года (продано 34,1 тысячи эстампов на общую сумму 74,8 миллиона евро) и 2006-го (51,3 тысячи, 138 миллионов евро). Пиком стал январь 2008-го; за последующие 12 месяцев цены эстампов снизились на 33 процента, — при этом картины, рисунки, фотографии и скульптуры подешевели в среднем на 19–22 процента. Однако в 2009 году на «тиражном» рынке все более-менее стабилизировалось, в то время как живопись, скульптура и фото продолжали падать в цене.
Что касается конкретных авторов, то здесь безраздельно царят Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и Энди Уорхол (Andy Warhol). Благодаря зверской плодовитости этих художников арт-рынок прямо-таки купается в их тиражной продукции. Двое грандов стали единственными, чьим эстампам удалось собрать в кризисном 2009-м больше 10 миллионов евро.
За свою 74-летнюю карьеру Пикассо произвел больше двух тысяч эстампов. 63 процента его аукционных продаж с 1997 года — сделки с тиражной графикой. Эти продажи обеспечили 5 процентов аукционного дохода художника. Самым дорогим эстампом Пикассо, ушедшим с молотка в 2009 году, стало «Погрудное изображение женщины в головном уборе с помпонами и корсаже с набивным рисунком», которое было куплено за 150 тысяч евро на аукционе Hauswedell & Nolte в Гамбурге (17 июня). Такие цены не являются правилом: из девяти тысяч подписанных именем Пикассо оттисков, проданных в последние десять лет, около 60 процентов принесли менее 5 тысяч евро. Вообще, можно найти листы Пикассо с настоящей подписью (не штампом) за 1–2 тысячи евро: пример — литография «Музыкант, танцор и коза», за которую покупатель выложил всего 1 191 евро (торги Dobiaschofsky Auktionen AG, Швейцария, 12 ноября).
Несмотря на престиж подписи, эстампы великого испанского модерниста растут в цене медленно: за 10 лет их ценовой индекс поднялся всего на 5 процентов. А вот тиражная графика Энди Уорхола подорожала на 50 процентов! Конечно же, это не сравнится с показателями уорхоловской живописи — там рост составил 524 процента… Хотя и картины основателя поп-арта являются тиражными: художник возвел воспроизводимость в культ. Каждый год на торги поступает от 1 до 1,5 тысяч оттисков Уорхола: по этому показателю он опережает даже Пикассо.
В 2007 году два портфолио художника принесли около 1 миллиона евро каждое: оттиски с изображением Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) ушли за 680 тысяч фунтов стерлингов, а портреты Мао нашли нового владельца за 720 тысяч. Оба портфолио были проданы на торгах Christie’s в Лондоне 20 июня и 16 октября соответственно.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100122_print_market.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100122_print_market.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.