В декабре 2009 года на торги Christie’s будет выставлен рисунок Рафаэля
Рисунок «Голова музы», является подготовительным наброском к знаменитой фреске Рафаэля «Парнас», украшающей Станца делла Сеньятура в Ватикане
Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что на вечерние торги «Старые Мастера и живопись XIX века», которые пройдут 8 декабря 2009 года в Лондоне, будет выставлен рисунок Рафаэля (1483–1520) «Голова музы», являющийся подготовительным наброском к его знаменитой фреске «Парнас», украшающей Станца делла Сеньятура в Ватикане. «Парнас» — одна из четырех фресок, выполненных Рафаэлем по заказу папы Юлия II около 1508–1511 годов. Эти росписи единодушно признаются одним из шедевров художника. Данный рисунок будет представлен вниманию широкой аудитории впервые за последние 150 лет, а его эстимейт составляет от 12 до 16 миллионов фунтов.
Сегодняшний двойной рекорд на рисунки Старых Мастеров составляет 8,1 миллиона фунтов. Именно на торгах Christie’s в июле 2000 года был продан рисунок Микеланджело «Воскресший Христос», а в июле 2001 года — карандашный эскиз Леонардо да Винчи «Лошадь и всадник».
Рисунок Рафаэля не единственный шедевр на предстоящем аукционе Christie’s. На декабрьские торги выставляются поясной «Портрет мужчины» кисти Рембрандта (1606–1669), написанный в 1658 году (эстимейт 18–25 миллионов фунтов), и одно из самых значительных живописных полотен в стиле барокко из всех, что появлялись на рынке в последнее время, — «Святой Иоанн Богослов» кисти Доменикино (1581–1641) (эстимейт 7–10 миллионов фунтов).
Бенджамин Пероннэ, руководитель международного отдела Старых Мастеров и живописи XIX века Christie’s, отметил: «Рафаэль является одним из величайших живописцев в истории, и для нас большая честь выставлять на торги его рисунок. Он позволяет нам по-новому взглянуть на процесс работы гения, проследить становление его творческих идей. Помимо того что рисунок “Голова музы” обладает несомненной художественной ценностью сам по себе, он имеет непосредственное отношение к созданию одной из самых известных фресок Рафаэля, ставшей признанным шедевром. Рисунок сохранился в прекрасном состоянии и обладает выдающимся провенансом — его предыдущими владельцами были сэр Томас Лоуренс и король Нидерландов Виллем II».
Ричард Найт, руководитель международного отдела «Старых Мастеров и живописи XIX века» Christie’s, заявил: «Декабрьский аукцион, в рамках которого на торги выставляются шедевры Рафаэля, Доменикино и Рембрандта, обещает стать знаковым событием в истории рынка живописи Старых Мастеров и привлечь внимание коллекционеров и музеев со всего мира. За последний год рынок Старых Мастеров демонстрировал стабильные результаты, а коллекционеры использовали любую возможность стать обладателями работ, которые появляются на рынке крайне редко».
Рафаэль Санти (1483–1520) был одним из самых известных и влиятельных художников Высокого Возрождения. Живя во Флоренции в период с 1504 по 1508 год, Рафаэль испытал сильное влияние произведений Микеланджело и Леонардо да Винчи. В 1508 году папа Юлий II поручил Рафаэлю сделать росписи комнат (станц) в папском дворце Ватикана, для чего художнику пришлось переехать в Рим. В то же самое время по заказу папы Микеланджело расписывал свод Сикстинской капеллы, что подстегнуло соперничество между художниками и оказало влияние на стиль работы Рафаэля. Фрески, выполненные им в Станца делла Сеньятура, которую папа планировал использовать в качестве своей библиотеки, единодушно признаются величайшими произведениями художника. По словам сэра Джошуа Рейнольдса, «его [Рафаэля] гений, призванный светить и сиять, как огонь, мог бы и не разгореться так ярко, если бы не искра, переданная ему Микеланджело».
Одна из четырех фресок в Станца делла Сеньятура носит название «Парнас». На ней изображен Аполлон в окружении девяти муз и поэтов. Рисунок, выставляемый на декабрьские торги Christie’s, является картоном к изображению головы музы, расположенной третьей справа от фигуры Аполлона, в ее реальном размере (30,5 на 22,2 см). В процессе тщательнейшей подготовки к созданию фрески Рафаэль, найдя основную композицию, создавал своеобразный трафарет, через который черной пастелью наносил на чистый лист бумаги пунктирные очертания будущего рисунка. Этот силуэт четко прослеживается на рисунке, выставляемом на торги; он помог художнику создать детально проработанный эскиз, который в свою очередь лег в основу работы над фреской. Рисунок позволяет нам проследить процесс, в ходе которого Рафаэль наносит поверх первоначального силуэта свободные, но в тоже время уверенные линии, добиваясь безупречного совершенства. Рисунок «Голова музы» позволяет нам иначе взглянуть на саму фреску, которая позднее была переписана, вследствие чего исказились некоторые из ее изначальных деталей.
Первое упоминание о рисунке датируется 1725 годом, когда он был включен в сборник гравюр Бернара Пикара под названием Impostures Innocentes. В то время рисунок принадлежал известному голландскому коллекционеру Г. Уйленбреку (?–1741), который владел одной из обширнейших частных библиотек, а также собранием рисунков Старых Мастеров. Впоследствии рисунок находился в коллекциях сэра Томаса Лоуренса (1769–1830) и будущего короля Нидерландов Виллема II (1792–1849).
Остаток своей жизни Рафаэль провел в Риме, где творил под патронатом папы Юлия II и его преемника Льва X, который, по словам Джорджо Вазари, «горько оплакивал его кончину» в 1520 году.
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20091021_christies_rafael.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20091021_christies_rafael.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.