На Christie’s появятся произведения из коллекции Мерса Каннингема и Джона Кейджа
Среди работ, выставленных на торги, — картины и графика Джаспера Джонса, Роберта Раушенберга и Филипа Гастона
10 и 11 ноября на нью-йоркских торгах Christie’s появятся произведения искусства из коллекции знаменитого танцора и хореографа Мерса Каннингема (Merce Cunningham, 1919–2009) и его любимого человека, легендарного композитора-авангардиста Джона Кейджа (John Cage, 1912–1992). Все средства от продажи работ, в числе которых картины Джаспера Джонса (Jasper Johns) и Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg), пойдут на нужды фонда Мерса Каннингема. Ожидается, что произведения принесут от 3,5 до 5 миллионов долларов.
Топ-лотом аукциона является полотно Джонса «Танцоры на плоскости» (1981). Существует четыре произведения с таким названием: три картины и один рисунок. Слово «плоскость» может означать «плоскость изображения», а может служить намеком на то, что живописцы, как и танцоры, работают на плоской поверхности. По словам самого художника, игру слов он только приветствует. Вся поверхность полотна покрыта перекрестными штрихами, а в самой его середине — вертикальная пунктирная линия, напоминающая условное изображение спинного хребта. В самом низу картины стоит надпись, нанесенная с помощью трафарета: буквы, составляющие название картины, вперемешку с буквами имени танцора. Такой прием Джонс использовал довольно часто, для того чтобы зритель не смог прочитать надпись, но сумел ее угадать.
«Я создал [эту картину] для Мерса, потому что тогда думал о нем, — сказал Джонс в интервью New York Times. — Не помню, был ли какой-то особый повод или я просто так ее написал и подарил ему. Кто-то из студии Мерса рассказал мне, что я принес работу, поставил ее у стены и сказал “Не трогайте ее, краски еще не высохли”. Но я это уже забыл».
Специалисты Christie’s оценили картину «Танцоры на плоскости» в 1,5–2 миллиона долларов. Зная предыдущие аукционные результаты Джонса (одна из его картин была продана за целых 80 миллионов!), можно подумать, что этот эстимейт весьма консервативен. Но Лора Полсон (Laura Paulson), директор отдела послевоенного и современного искусства Christie’s, говорит, что заниженная оценка дана специально для того, чтобы привлечь как можно больше коллекционеров.
Джонс работал над постановками Каннингема с 1967 по 1980 год. Он дружил с хореографом до самой смерти последнего.
Другой знаменитый художник, который сотрудничал с Каннингемом и Кейджем, — Роберт Раушенберг. На аукционе Christie’s будет представлена его черная картина «№ 1». Ее эстимейт — 0,8–1,2 миллиона долларов.
История создания этого полотна весьма забавна. Изначально холст украшала композиция жены Раушенберга, Сью Вайль (Sue Weil). Но единственное, что осталось от ее работы, — это подпись на обороте. По словам куратора Мастерской Раушенберга Дэвида Уайта (David White), никто не знает, что изобразила художница. Ничего не известно и о том, как выглядела композиция, которую Раушенберг написал поверх творения Вайль. В 1951 году картина экспонировалась в галерее Бетти Парсонс (Betty Parsons), а спустя несколько лет Раушенберг подарил ее Кейджу.
Как-то раз домой к художнику пришли дезинсекторы — уничтожать клопов. Раушенберг решил отправиться ночевать к Кейджу. В то время он работал над серией черных полотен, и в благодарность за гостеприимство «зачернил» картину «№ 1». В 1985 году полотно решили отреставрировать, и Раушенберг вновь покрыл его черной краской. Он вернул картину вместе с письмом, в котором говорилось: «Это часть истории одной отдельно взятой картины — надеюсь, что этот диалог будет продолжаться еще много лет. Я лично собираюсь [и дальше ею заниматься], если Джон согласен пойти на такой риск. С любовью, Боб Раушенберг».
Другое произведение Раушенберга, созданное специально для Кейджа, — графическая работа с изображением наручных часов и циферблатов. На ней стоит надпись «Для Джона К.» Рисунок оценен в 100–150 тысяч.
«Боб подарил его Джону в 1964 или 1965 году, после того как тот прочитал ему лекцию о важности времени, — рассказывает Дэвид Уайт. — Боб постоянно опаздывал, а Джон его ругал».
Среди работ из коллекции Кейджа и Каннингема, — рисунок в черно-белых тонах, выполненный в 1953 году Филипом Гастоном (Philip Guston). На нем можно увидеть множество мотивов, характерных для творчества этого знаменитого абстрактного экспрессиониста. Эстимейт рисунка — 150–200 тысяч долларов.
Ни Каннингем, ни Кейдж не относились к своей коллекции как к чему-то особо ценному. Лора Кан (Laura Kunh), попечитель фонда Каннингема и глава фонда Кейджа, поведала, как в 1988 году их бухгалтер поинтересовался насчет страховки. Узнав, что никакой страховки у них и в помине нет, он изумился: «А что если случится пожар и [все ваши произведения искусства] будут уничтожены?» На что Каннингем ответил: «Наши друзья напишут нам новые».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090928_merce_cunningham_collection.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090928_merce_cunningham_collection.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.