Art Investment

Рынок фотографии: взлеты и падения

Бурный рост цен, который несколько лет наблюдался на рынке фотографии, в последние месяцы замедлился. В отдельных сегментах, что прогнозируемо, произошла существенная коррекция. Впрочем, есть фотографы, у которых по-прежнему дела идут очень неплохо

Этим летом для любителей фотографии открыты выставки трех известнейших мастеров этого жанра. В Национальном музее в Кардиффе до 31 августа можно увидеть снимки Дианы Арбюс (Diane Arbus). В Международном центре фотографии в Нью-Йорке до 6 сентября можно посетить ретроспективу Ричарда Аведона (Richard Avedon), а в Европейском доме фотографии в Париже до 30 августа открыта экспозиция произведений Анри Картье-Брессона (Henri Cartier-Bresson), посвященная столетию автора.

Не менее интересное мероприятие проходит в эти дни в Арле — ежегодный французский фестиваль фотографии Rencontres de la Photographie d’Arles («Встречи в Арле», 7 июля — 13 сентября), который в этом году отмечает свое 40-летие. Главный приз фестиваля — премия «Открытие» — досталась литовскому фотографу Рималдасу Викшрайтису (Rimaldas Viksraitis), пока еще малоизвестному автору, которого представил широкой публике знаменитый британец Мартин Парр (Martin Parr).

Работы самого Парра этим летом можно увидеть на выставке «Планета Парр» в музейном комплексе Жо де Пом (Париж, 30 июня — 27 сентября).

Снимки Мартина Парра, например серия «Последний курорт: фотографии Нью-Брайтона» (Last Resort: Photographs of New Brighton), стали появляться на аукционах еще в 1980-х. Сейчас на рынке попадается довольно много его серебряно-желатиновых отпечатков по цене в среднем от 300 до 1000 долларов. Их формат довольно разнообразен, но при этом большой размер фотографии далеко не всегда предполагает высокую цену. Так, в ноябре 2008 на аукционе Piasa отпечаток «Руки» из серии Common Sense размером 102 х 151 был продан всего за 800 евро. Что же касается ценового рекорда на произведение Мартина Парра, то он составляет 4 тысячи фунтов за снимок «Акрополь», который ушел с молотка 20 ноября 2007 на аукционе Phillips de Pury.

В целом работы Парра можно назвать вполне доступными по сравнению с фотографиями американки Нэн Голдин (Nan Goldin), приехавшей в этом году на фестиваль в Арль в качестве не только участницы, но и приглашенного куратора. Если рекорд Парра держится на уровне в 4 тысячи фунтов, то рекорд Голдин превышает его в пять раз. За период с 1999 по 2001 ценовой индекс ее произведений поднялся примерно на 300 процентов, то есть буквально взлетел, а в следующие три года несколько снизился (на 32,4 процента). В 2004–2008 он был относительно стабилен, но затем вновь начал ослабевать. Вот один из характерных примеров этой ценовой эволюции. Снимок «В баре. Бангкок» установил в мае 2000 на Christie’s ценовой рекорд в 36 тысяч долларов, в мае 2002 его цена опустилась до 8,1 тысячи евро (7,46 тысячи долларов), а в 2005 вновь поднялась выше отметки в 15 тысяч долларов. На последних торгах в мае 2009 (Phillips de Pury) фотография принесла 22 тысячи долларов.

C конца 1990-х различные фестивали, выставки и ярмарки фотографии проводились довольно часто, что во многом способствовало повышению цен в этом секторе: в период с октября 2001 по апрель 2008 прирост составил 106 процентов. Затем началось снижение, которое к концу прошлого года достигло 25 процентов.

В последние годы некоторые фотографии вызвали настоящий ажиотаж среди покупателей. Например, цена снимка самых известных в мире фотомоделей «Стефания, Синди, Кристи, Татьяна и Наоми», сделанного Хербом Ритцем (Herb Ritts), в 2006–2007 варьировалась в пределах от 45 до 90 тысяч долларов. Лишь в марте 2009 на торгах Christie’s в Нью-Йорке она упала до 35 тысяч долларов.

Снижаются обороты и на рынке Андреаса Гурски (Andreas Gursky). В период с мая 2006 по февраль 2008 шесть его работ были проданы дороже миллиона долларов. Среди них особо следует отметить успех «99 cent II», которая ушла с молока на Sotheby’s 7 февраля 2007 за 1,5 миллиона фунтов и стала самой дорогой фотографией в мире. Однако теперь творения Гурски, стоимость которых превышает 100 тысяч долларов, продаются довольно вяло — в лучшем случае в пределах эстимейта.

Не лучше дела обстоят и у Андреса Серрано (Andres Serrano). 13 мая 2009 на Sotheby’s один из отпечатков его скандальной Piss Christ был продан за 120 тысяч долларов. При этом всего год назад, 14 мая 2008 на Christie’s та же самая фотография превысила эстимейт в два раза и принесла 230 тысяч долларов. Больше половины работ Серрано, выставлявшихся на торги с января по июль 2009, так и не нашли своих покупателей.

Тем не менее в этом году аукционные дома Chrisite’s, Sotheby’s и Phillips de Pury смогли пополнить список своих достижений. 1 июля 2009 на Christie’s был установлен новый рекорд цены на знаменитую фотографию Настасьи Кински со змеей Ричарда Аведона (Richard Avedon) — 38 тысяч фунтов. По 100 тысяч долларов покупатели заплатили за работы «Новый Орлеан (Трамвай)» Роберта Франка (Robert Frank; 30 марта, Sotheby’s) и «Калла» Роберта Мэпплторпа (Robert Mapplethorpe; 31 марта, Christie’s).

Неплохо идут дела и еще у некоторых современных фотографов. Снимок Филипа-Лорки ДиКорсии (Philip-Lorca DiCorcia) «Нью-Йорк» превысил эстимейт в два раза и принес 10,5 тысяч фунтов на лондонских торгах Phillips de Pury. Фотография Дэвида Лашапеля (David Lachapelle) «Потоп: музей» ушла с молотка за 70 тысяч долларов на Sotheby’s 26 июня. Ценовые рекорды установили в мае этого года Флориан Майер-Айхен (Florian Maier-Aichen) и Ник Найт (Nick Knight). «Сэддл-Пик» Майера-Айхена был продан на Sotheby’s 13 мая за 125 тысяч долларов, а «Дэвон» Найта 16 мая на Phillips de Pury достался покупателю за 48 тысяч фунтов, почти с пятикратным превышением эстимейта.

Следующие аукционы фотографии запланированы на октябрь 2009 года: 7 октября в Нью-Йорке пройдут торги Christie’s, еще через два дня — Sotheby’s, а 15 октября в Лондоне состоится аукцион Phillips de Pury.

Источник: artprice.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090815_artprice_photography.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090815_artprice_photography.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».