Старые мастера опережают современных художников
Лондонские торги Sotheby’s и Christie’s 7 и 8 июля принесли на миллион фунтов больше, чем июньские аукционы современного искусства
Как порой долго подводятся итоги в Европе. Целый месяц аналитики арт-рынка сравнивали результаты июньских аукционов современного искусства и июльских – старых мастеров. Вывод оказался простым и вполне закономерным: старые мастера все-таки опережают современных авторов. Торги Sotheby’s и Christie’s 7 и 8 июля, посвященные произведениям старых мастеров и художников XIX века, в сумме принесли двум аукционным домам 39 миллионов фунтов, что оказалось на миллион больше заработанного на июньских аукционах современного искусства.
Ни у кого не вызывает сомнений, что покупка работ старых мастеров — надежное вложение средств в период кризиса. Это рынок зрелый, стабильный, проверенный временем. К тому же, хоть это и кажется очевидным, не стоит забывать, что в отличие от современного искусства создание новых произведений в этом секторе уже невозможно, большинство работ известны и каталогизированы. Конечно, время от времени делаются новые открытия, которые вызывают сенсацию в среде профессионалов и любителей. Но это происходит довольно редко. Лучший пример такого «открытия» в истории аукционных продаж — полотно «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens), которое долгое время атрибутировалось ученику художника. Поэтому, когда картина была выставлена на Sotheby’s в Лондоне 10 июля 2002 года как творение Рубенса, ее эстимейт (4 миллиона фунтов) показался просто смешным по сравнению с финальной ценой, которая была за нее уплачена — 45 миллионов фунтов (здесь и далее цены приведены без учета Buyers Premium, поэтому они могут отличаться от указанных в других материалах сайта. — Ред.).
Еще одна выгодная возможность для инвестиций — покупка предметов из частной коллекции. Например, успех лондонских торгов Sotheby’s 8 июля был связан не столько с количеством представленных работ (продано 32 лота, 82 процента достались покупателям из Европы), сколько с высоким качеством произведений из собрания Барбары Джонсон (Barbara Johnson), супруги основателя империи Johnson & Johnson. На этом аукционе Sotheby’s удалось заработать на 5,36 миллиона фунтов больше, чем их конкурентам из Christie’s. И это несмотря на то, что на Christie’s днем ранее было выставлено на 14 лотов больше (совместными усилиями два аукционных дома 7 и 8 июля продали 78 шедевров старых мастеров на общую сумму в 38,99 миллиона фунтов). Топ-лотом торгов стал «Прометей» Хусепе де Риберы (Jusepe de Ribera), который принес 3,4 миллиона фунтов и стал самой дорогой работой автора. Предыдущий рекорд де Риберы — 2,4 миллиона фунтов — был установлен на Sotheby’s аж в 1990 году за картину «Мученичество Святого Варфоломея». Несмотря на то, что работы этого художника довольно редки (на публичных торгах в среднем появляется около 6 штук в год), они не пользуются такой большой популярностью, поскольку коллекционеры очень требовательны к их качеству. Например, в 2008 году четыре из шести работ де Риберы были сняты с аукциона.
Всего на вечерних торгах Sotheby’s 8 июля было установлено 9 новых рекордов. Четыре из них пришлись на долю собрания Барбары Джонсон, что подтверждает ее превосходный коллекционерский вкус. Один из них принадлежит «Портрету вельможи, предположительно Жана де Дентевиля, в образе Святого Георгия», который атрибутируется Франческо Приматиччо (Francesco Primaticcio). Цена на эту картину в два раза превысила верхний эстимейт и составила 650 тысяч фунтов. По-видимому, высокое качество и надежный провенанс оказались сильнее сомнений в отношении авторства. Однако, возможно, дело еще и в том, что живописные произведения Приматиччо очень редки — в основном на аукционах появляются только рисунки сангиной. Последний из них выставлялся на Sotheby’s в Нью-Йорке 21 января 2003 года и принес 45 тысяч долларов — не так много для работы подобного качества.
На июльских торгах Sotheby’s значительные результаты также показали «Бюст античного героя» работы Баччо Бандинелли (Baccio Bandinelli), проданный за 550 тысяч фунтов, и произведение Пьетро Доменико да Монтепульчано (Pietro Domenico da Montepulciano) «Мадонна с младенцем», торги по которому закончились на 175 тысячах фунтов, что в три раза выше эстимейта. А за «Портрет Эндимиона Портера» кисти Антониса ван Дейка (Anronius van Dyck) покупатель оказался готов заплатить 1,8 миллиона фунтов.
На аукционе Christie’s 7 июля было установлено три новых рекорда. Работа «Мадонна с Младенцем, святая Елизавета и младенец Иоанн Креститель» Фра Бартоломео делла Порта (Fra Bartolomeo della Porta) ушла с молотка за 1,9 миллиона фунтов и стала самым дорогим произведением автора. Что неудивительно, ведь это одна из лучших работ мастера, когда-либо выставлявшихся на публичные торги. И всего лишь пятая за последние 10 лет. В четыре раза превысил нижний эстимейт натюрморт голландца Виллема Класа Хеда (Willem Claesz Heda), доставшийся покупателю за 1,2 миллиона фунтов. Третьим рекордсменом стал Джулиано ди Пьеро Буджардини (Giuliano di Piero Bugiardini), чей «Портрет молодого человека» принес 700 тысяч фунтов.
Цены на произведения старых мастеров в хорошем состоянии, которые довольно редки, как правило, достигают шестизначных чисел. Но эти результаты — только вершина айсберга. Ведь аукционные дома постоянно предлагают множество работ менее известных или вовсе неизвестных авторов, принадлежавших к различным кругам и школам. Например, картина с изображением Святого семейства и Святой Анны с подписью Луиса Тристана (Luis Tristan) — талантливого, но малоизвестного ученика Эль Греко (El Greco) — была продана 22 апреля 2009 года всего за 42,5 тысячи евро. Недорогих работ (до 10 тысяч долларов) в этом секторе предлагается довольно много: 41 процент лотов, выставлявшихся на торги произведениями старых мастеров 2008 году, и 45 процентов лотов, продававшихся с января по июль 2009 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090809_artprice_old_masters.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090809_artprice_old_masters.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.