Глазунов спорит с Sotheby’s
Для человека «не в теме» ситуация выглядит очевидной: раз уж сам художник не подтверждает, то какие могут быть сомнения? Однако случаи, когда автор открещивается от своей работы, заставляя седеть неопытных покупателей, — далеко не редкость
Суть скандала: в каталоге Sotheby’s для «русских торгов» 10 июня 2008 года был заявлен лот 415 — Глазунов, «Вид Кремля», под три метра в высоту. C эстимейтом 8-12 тыс. фунтов. Для понимания: столько сегодня просят, например, за графику шестидесятников или объекты подающих надежды актуальных художников. Впрочем, никто бы на это и не обратил внимание, если бы Илья Сергеевич не принял решение публично опровергнуть свою причастность к ее созданию. C привлечением «тяжелой артиллерии» в лице Россвязьохранкультуры народный художник СССР эмоционально отрекся от авторства. Ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества наговорил резких слов. Из цитат по «Коммерсанту» вспоминаются: «снять эту халтуру с торгов», «на Арбате рисуют лучше», «взяли “мазню поганую” и выставили под моим именем». Глазунов также пригрозил обратиться в Интерпол и заявил, что «величайшее свинство, даже уголовное преступление, выставляя на аукцион картину, не запросить подтверждения авторства у живого художника». Последнее было адресовано, очевидно, уже Sotheby’s.
И вот это уже напрасно. Принцип на принцип. Sotheby’s и не подумал убирать лот из каталога и, более того, вынужден был публично отреагировать. По информации аукционного дома рассматриваемое слащаво-матрешечное великолепие имеет довольно прозрачную историю бытования. Если кратко, то эта картина была выполнена для выставки-продажи работ советских художников и недели русской культуры в одном из крупных магазинов в Западном Берлине в 1979 году. Причем, подчеркивается, что Глазунов непосредственно присутствовал на мероприятии, а картина использовалась в оформлении витрины. Если все так, то получается вообще интересно. Мероприятие с советскими художниками в капстране просто обязано было получить достойное освещение в прессе. Развивая мысль, — должны были сохраниться фотографии, причем именно с «Видом Кремля», — коль скоро она украшала витрину. Тогда крыть было бы нечем, да и любые слова стали бы излишни. Воистину — кино и немцы.
Неудивительно, что для человека «не в теме» ситуация выглядит совершенно очевидной: ну раз уж сам художник не подтверждает, то какие уж тут могут быть сомнения? Но на самом деле случаи, когда автор открещивается от заведомо своей работы, заставляя седеть неопытных покупателей, — не то, чтобы сплошь и рядом, но и далеко не редкость. То есть вещь 100% правильная, а художник упирается — нет и все тут. Зачем? Чужая душа — потемки. Бывает, что разонравилось, как работал раньше — стесняется, типа «я так плохо не писал». Или бытовые мотивы — сначала дружил, картину подарил, потом поссорился и решил отречься от работы. Или поругался с прежним покупателем и решил так его проучить. А может быть все вместе, да еще и не понравился низкий эстимейт (как своим остальным клиентам это объяснить?). К слову, в случае с Глазуновым «злые языки» подозревают именно болезненную реакцию на низкий эстимейт. Типа, как так: трехметровое масло нынешнего академика, работу 1970-х годов, да за какие-то жалкие 8-12 тыс. фунтов? Скандал! Если спустить такое сегодня, так завтра охальники «Мистерию ХХ века» за «полтинник» продадут! Правда, тех, кто считает виной всему низкий эстимейт, Илья Сергеевич упреждающе и непедагогично назвал идиотами. Почему-то «идиотов» оказалось на удивление много. Стоит только посмотреть на эти купола — сразу глупеешь.
Кстати, экспертный совет сайта ARTinvestment.RU поставил «Виду Кремля» зеленый индикатор инвестиционного риска, что в том числе означает отсутствие сомнений в атрибуции. Статистика тоже накоплена интересная. Трехметровое панно сравнить особо не с чем, но вот для метровых холстов Глазунова 1970-х годов уровнем сопротивления обычно является цена в 20 тыс. фунтов. Случаи продаж за большие деньги пока единичны.
Мутная, конечно, история. Но, вообще, бывает все. И в одну и в другую сторону. Другой вопрос — как вести себя в ситуации, когда автор, к примеру, бракует заведомо правильную вещь? В ArtConsulting на экспертизу нести? И что толку? Понятно, что подобная реакция автора является осложнением и по-любому снижает ликвидность произведения, что очень некстати. Но, с другой стороны, рано или поздно найдется покупатель-знаток, который все поймет, ухмыльнется, и примет решение без оглядки на взбалмошную «забраковку». Ничего умнее тут, пожалуй, не придумать.
Владимир Богданов
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20080601_glazunov.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20080601_glazunov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.