Русские торги в Стокгольме. Итоги
13–14 марта 2008 года Стокгольмский аукционный дом провел одни из двух ежегодных русских торгов, в ходе которых было продано предметов на общую сумму 8 800 000 евро
13–14 марта 2008 года Стокгольмский аукционный дом провел одни из двух ежегодных русских торгов, в ходе которых было продано предметов на общую сумму 8 800 000 евро. Ставшие уже традиционными (несмотря на то, что они проходят вне «русской недели» и вдалеке от основных центров аукционной торговли) аукционы русского искусства подтвердили неизменный интерес к произведениям классической русской школы, таким как картины Константина Маковского и Ивана Айвазовского, а также к работам ювелирной фирмы Фаберже.
Пожалуй, главной особенностью недавних торгов стало то, что они были первым результатом сотрудничества аукционного дома с экспертом в области русского искусства Мартином Сандерс-Роулингсом ( Martin Saunders- Rawlings), много сотрудничавшим с Sotheby`s и Bonham`s, а также с Иваном Самариным, директором Консультативного центра русского искусства в Лондоне. Такое расширение «русского отдела» Стокгольмского аукционного дома, безусловно, свидетельствует об амбициозных планах составить конкуренцию «русских торгам», проходящим в Лондоне и Нью-Йорке.
По уровню работ, представленных на аукционе, прошедшие торги вполне могли состязаться с аукционами Sotheby’s и Christie’s: среди топ-лотов были представлены несколько работ Айвазовского, неизвестная картина Константина Маковского, произведения Сычкова, Малявина, Кустодиева, Яковлева, акварель Сурикова, а также ряд произведений советского неофициального искусства — работы шестидесятников Краснопевцева, Зверева и Неизвестного.
Арсений Мещерский. Лодка у берега. 138 000 евро
Главным событием на прошедших торгах стало появление картины Константина Маковского «Мать и дочь», проданной за 790 000 евро, что более чем в два раза превысило эстимейт картины (320 000 евро). Эта работа одного из самых востребованных русских салонных живописцев до сих пор не была известна ни исследователям творчества художника, ни коллекционерам. Она находилась в частном шведском собрании (Стокгольм) начиная с 60-х годов XIX века, и лишь за несколько месяцев до торгов ее владелец обратился в аукционный дом, желая продать картину и рассчитывая получить за нее всего около 30 000 евро. В каталоге описание данного лота сопровождалось пространной статьей Елены Нестеровой, автора недавней монографии о Константине Маковском (Санкт-Петербург, 2003).
Сенсацией аукциона с точки зрения прецедентов продаж стал уход за неожиданно высокую цену двух пейзажей русского мариниста князя Арсения Мещерского, обнаруженных на чердаке дома в Норвегии лично Иваном Самариным (работы были проданы за 117 и 138 тысяч евро).
В остальном же итоги торгов можно считать закономерными: пейзажи Айвазовского ушли в среднем за полмиллиона евро (небольшой, но классический по сюжету и исполнению морской вид «Сцена на турецком берегу» был продан за 468 000 евро, а большой пейзаж «Зимний обоз в украинской степи», с не столь характерным для художника сюжетом, достиг 520 000 евро).
Из произведений декоративно-прикладного искусства, борьба за которые происходила во второй день торгов, наиболее дорогими традиционно оказались произведения фирмы Фаберже: статуэтка в виде группы из трех щенков (170 000 евро) и настольные серебряные часы, инкрустированные эмалью, работы мастера Henrik Wigström (128 000 евро). Также за 128 000 евро ушла декорированная золотом и эмалью табакерка работы главного соперника Карла Фабержа, петербургского ювелира Карла Хана.
Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. Группа из трех щенков. 170 000 евро
Работы художников неофициального искусства Дмитрия Краснопевцева, Анатолия Зверева и Эрнста Неизвестного еще можно купить на стокгольмском аукционе по относительно невысоким (по сравнению с произведениями русских художников XIX века) ценам. Так, картины Краснопевцева ушли за 71 000 евро («Натюрморт с цветком») и 38 000 евро («Кубистическая композиция»). Графические работы Зверева, выполненные в смешанной технике и характерной для мастера экспрессивной манере, продавались в диапазоне от 1,5 до 5 тысяч евро (наиболее интересная работа, «Велосипедист» достигла 5 300 евро). Что касается графики скульптора Эрнста Неизвестного, то эти лоты были проданы за 3 200 и 4 800 евро.
Как сообщают представители Стокгольмского аукционного дома, уже начата подготовка к следующему, осеннему, «русскому» аукциону. Учитывая, что в странах Скандинавии и Северной Европы по-прежнему остается множество произведений русского искусства, спрос на которые неуклонно растет, в успехе следующих торгов сомневаться не приходится.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20080315_russtorgi.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20080315_russtorgi.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.