Итоги «Современного искусства» на Sotheby’s
ARTinvestment.RU   28 февраля 2008

Итоги «Современного искусства» на Sotheby’s

Признаться, всегда было интересно, зачем делать «эстимейт по запросу»? От кого что скрывать? Неужто от налоговой? Вообще, такой туман напускают довольно редко, только для вещей исключительной ценности — например, для 104-миллионного «Мальчика с трубкой» Пикассо. Шедевров, для которых Sotheby’ s было страшно называть ценовые ориентиры, на февральских торгах «Современное искусство» было несколько.

Явным фаворитом 27 февраля 2008 года был, правда, не подросток с вредными привычками, а женщина, чьи манеры, воспитание и образ жизни, впрочем, тоже оставляли желать лучшего.

Френсис Бэкон. 1969 год. Двухметровая «Композиция с обнаженной и фигурой в зеркале». Самый ценный период. Интересный сюжет (обнаженная на столе — это Генриетта Мораес, беспутная подруга и муза Бэкона). Комфортный по меркам Бэкона размер (всего лишь каких-то два метра, когда могло бы быть четыре). Высокая декоративность: Бэкон обошелся без обычных отталкивающих подробностей. Хорошая история бытования. Десятки выставок. Десятки публикаций. Восторженные отзывы критиков. Словом, никаких вопросов. «Обнаженная», безусловно, одна из самых сильных работ английского экспрессиониста среди появлявшихся на торгах за последние годы. А ведь вещи продавались тоже сплошь незаурядные. В 2007 году только на аукционах было куплено семь (!) холстов Бэкона дороже 10 миллионов долларов каждый (ну, плюс-минус). Так, «цена молотка» картины «Композиция с Папой Иннокентием X» (переложение портрета кисти Веласкеса, 1962) в мае прошлого года и опять же на Sotheby’s составила 47 миллионов долларов. Тогда была сенсация. А теперь такая цена для Бэкона — это нормально. Вспомним, что «Бой с быком номер 1» (1969) в прошлом году был продан за 41 миллион долларов без учета комиссии. А в начале февраля 2008 года на Christie’s купили четырехметровый «Триптих» Бэкона за 46, 3 миллиона долларов — до рекорда чуть-чуть не хватило. Не получилось и на этот раз: картина собрала кассу в 19, 95 миллиона фунтов — 40 миллионов долларов. Но вещь, конечно, запомнится. И не только из-за денег.

А вот работу «После завтрака» кисти ныне живущего творческого соперника Бэкона Люциана Фрейда впору поскорее забыть. В принципе, людей знакомых с творчеством еще одного знаменитого английского экспрессиониста в ранге прижизненного классика, трудно чем-то шокировать. Привыкли, что художественный метод и выразительные средства Фрейда весьма специфичны. Экстравагантный художник старается воссоздать образ модели не по облику, а своим представлениям о ее внутреннем мире. Работа над небольшим портретом может занимать у Фрейда целый год, требовать частых сеансов присутствия: художнику требуется хорошо узнать свою модель. В результате английская королева Елизавета смиряется со своим волевым мужеподобным лицом, а манекенщица Кейт Мосс — со скандально-немодельным имиджем. Но в работе «После завтрака», на которой изображена родственница Фрейда, художник превзошел себя в безжалостности авторского взгляда. Нужно было быть слишком большим эстетом, чтобы купить такую вещь за в общем-то невысокие для Фрейда два миллиона долларов. И, что сложнее, быть эстетом не единственным, чтобы потом было кому продать. В зале же не нашлось покупателей со столь изысканной душевной организацией — лот остался не проданным. Можно сказать, поделом.

Похожие слова можно сказать и о работе значительной современной художницы Марлен Дюма «Злой глаз». Двухметровое масло тоже оказалось непроданным. Но скорее по другой причине. Декоративная сторона картины безупречна. Но вещь получилась чересчур внушительной. Смотришь — и не по себе: Зло в полный рост. Нужно обладать изрядной смелостью, чтобы держать такую вещь дома. Так что в неуспехе лота винить некого.

Холст «Пять бутылок» Николая де Сталя стоит упомянуть, к сожалению, только из-за того, что «наш человек». Формально и резюме работы, и технические параметры — все идеально. Год создания относится к признанному лучшему периоду, плюс коммерческий размер, разумный эстимейт, ценная манера. За несколько лет до самоубийства де Сталь нащупал свой неповторимый стиль, который позволил стать ему одной из самых значительных фигур в абстрактном экспрессионизме. Особенность в том, что в работах «позднего» де Сталя абстрактными средствами обозначается фигуративная основа. В его наборе скупых мазков угадываются то фигуры, то города, то корабли. А порой сквозь абстракцию проступает целый пейзажный вид, как побережье в его самой дорогой картине «Средиземноморье». Но в этом-то и заключается проблема. Тем, кто видел шедевр «Средиземноморье», не нужно будет объяснять, почему «Пять бутылок» — работа средняя. Притом что в технических приемах много общего, в идейном плане она здорово уступает. Бутылки себе и бутылки. Никакой загадки. С другой стороны, все-таки де Сталь, 1954-й год, мало стоить не может. Потому и результат: 714, 9 тысячи фунтов, почти полтора миллиона долларов.

Наконец, очередь дошла до двух самых красивых работ торгов. Холст «Пространственная концепция, божественный финал» итальянского авангардиста Лючио Фонтана был продан за 10, 32 миллиона фунтов — рекордная цена для работы художника. К отметке в 20 миллионов долларов рынок шел давно, были уже и 14 миллионов долларов, и миллионы поскромнее. То есть результат совсем не случайный. «Пространственные концепции» — это фирменные названия самобытных картин и скульптур художника-»спациалиста» (от итальянского spazio — космос, пространство). Он «преодолевает» плоскость картины, рассекая холст. Идея художника — осваивать новые пространства, выходить за рамки двухмерности. Вслед за Александром Архипенко он проделывает отверстия в скульптурах-камнях: привлекает пустоту в качестве равноправного элемента скульптуры, отводит ей роль и наделяет смыслом — и тем самым усложняет уже трехмерное пространство.

Если не видели фирменные косые разрезы на холстах Фонтаны, то уж наверняка вспомните почти такие же на холстах Владимира Немухина.

Но «Пространственная концепция, божественный финал» (или вернее будет перевод «конец божества»?), вызвавшая сенсацию, обошлась без узнаваемых порезов. Работа выполнена в год смерти друга художника — его коллеги Пьеро Манцони. В ней использована другая фирменная «космическая» тема Фонтаны — форма яйца (символ жизни), испещренная кавернами (символ новых открывающихся пространств), да еще и покрытая золотом (символ процветания). Проданная вещь однозначно музейного уровня и исключительно декоративная. Из каталога известно, что эта единственная работа, в которой Фонтана использовал эффект золотого блеска. Больше к этому приему идеолог абстрактного космизма не возвращался.

За несколько минут до Фонтаны свой момент славы пережил пожилой немецкий художник Герхард Рихтер. За последние десять лет цены на его живопись выросли в среднем в 7, 5 раз, и только за последние четыре года — почти втрое. Планки в миллион и даже пять миллионов долларов были взяты давно. Ну а несколько дней назад покорились уже 16 миллионов долларов. Работа «Свеча» 1983 года, по ряду оценок, действительно, шедевр. Особенно приятный для глаз людей, уставших от провокационной образности абстрактного экспрессионизма. Дань этому направлению в свое время отдал и Рихтер. Но «Свеча» относится к совсем другому периоду в его творчестве. Это гиперреализм — фотографическая точность изображения на живописной основе. На самом деле фотореализм Рихтера — это «снятие картинки» не тютелька в тютельку. Он использует приемы «ухудшения» изображения, переноса на холст псевдодефектов, свойственных фотографии, выбирает в живописи чуть сбитую «экспозицию» и «выдержку». Вот и «Свеча» получилась не совсем четкой фотографией. Красиво. С другой стороны, красота за 16 миллионов должна соответствовать куда более сложным смысловым критериям. И нужно, очевидно, быть очень увлеченным человеком, чтобы сформулировать эти новации для Рихтера.

Источник: www.sothebys.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20080228_soth_bacon.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20080228_soth_bacon.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх