Онлайн-аукционам предлагают показывать искусство по-новому
В Швейцарии представили новую технологию безопасной оцифровки сложных артефактов для их последующей демонстрации в Интернете. Некоторые верят, что она поможет стимулировать онлайн-продажи искусства
Информационным поводом стала успешная оцифровка греческого папируса II–III вв. с текстом Евангелия от Иоанна. Считается, что это самая древняя из сохранившихся версий Евангелия. И состояние здоровья у этого документа, увы, по возрасту. Страницы могут рассыпаться в труху от любого неосторожного прикосновения. Физического доступа к документу сегодня не предоставляют даже ученым. Но теперь этого и не нужно. Древний манускрипт тщательно оцифровали и выложили в доступ.
Рискованное дело было доверено молодой швейцарской компании Artmyn. То, что они делают, — это не контактное сканирование, каким мы его обычно представляем. Чтобы получить изображение максимального качества, они делают 100 000 кадров, а потом собирают их в большое изображение по специальному алгоритму. Для понимания: обычный ресурс затвора профессиональных цифровых камер — это порядка 200 000 срабатываний (а у бытовых «мыльниц» и вовсе 20 000 срабатываний затвора). То есть двух дорогих камер хватит на 4 снимка. Зато размер получившейся суперфотографии составит 1 500 000 000 — полтора миллиарда — пикселей. Это вообще космос! А ведь надо было еще сделать так, чтобы эти данные можно было просматривать в онлайн. Вот швейцарцы это и придумали. А еще они придумали, как рассматривать объекты с разных сторон, увеличивать в сотни (!) раз, рассматривать под разным углом к свету, при разном освещении. Плюс внедрили цифровые «отпечатки пальцев» (метки для защиты подлинности), а также данные о состоянии, утратах и пр.
Затраты на оцифровку каждого изображения не приводятся, но можно предположить, что речь идет минимум о нескольких тысячах долларов, при условии что объект простой, не манускрипт.
Зачем и кому это нужно?
Разработчики рассчитывают, что технология будет востребована страховыми компаниями, реставраторами и, главное, покупателями искусства в Сети. Подразумевается, что люди не решаются на дистанционные покупки, потому что не могут «пощупать» лоты через Интернет. И вроде бы это существенный сдерживающий фактор. Стоит сделать хорошие фото — и торговля пойдет.
Что ж, про страховщиков не знаю, а вот про роль фото для онлайн-продаж, есть что сказать.
Проблема с фотографиями лотов действительно существует. И не одна:
1. Люди не читают описания произведений или читают невнимательно. Поэтому новички упускают из вида реальный размер картин, скульптур и пр. И забывают мысленно его построить в голове. В результате могут начать торговаться за маленькую вещь как за метровую. Или, наоборот, могут купить такого исполина, что и повесить будет негде. На торговых площадках современного искусства (где особенно много больших работ) с этим пытаются бороться размещением рядом ростовой фигуры взрослого человека — чтобы чувствовался масштаб. Но это не всегда удобно, поэтому широкого распространения технология не получила.
2. Существует парадокс: сильные работы в Интернете (и на печати) выглядят хуже, чем на самом деле. А посредственные, наоборот, лучше. То же касается маленьких и больших. Бороться с этим до сих пор не научились. Либо рисковать, либо смотреть живьем.
3. Цвета на экранах отличаются от реальных. Иногда сильно. В бумажном каталоге можно постараться и сделать цветокоррекцию. А что делать с мониторами, экранами смартфонов и планшетов? У всех все отличается. Один и тот же лот будет выглядеть по-разному на экране iPhone и Samsung c AMOLED-экраном.
И что с этой проблемой сегодня делают онлайн-аукционы и выставки? Да почти ничего. И я догадываюсь почему. Спору нет: хорошие фото — это здорово. Но вместе с тем визуальное представление лота не является решающим фактором для успеха его продажи. Покупатели не такие уж привереды. Более того, с какого-то момента повышение качества фото вообще не дает никакой прибавки. А избыточные навороты и вовсе мешают. Сами что выберете: небольшую, но быстро загружаемую фотографию или 3D-модель, которая может «тупить» или, того хуже, требовать установки дополнительных плагинов? То-то и оно.
Продавцы сегодня, очевидно, того же мнения. «Навороченная» оцифровка — это дополнительные затраты, а будет ли толк — есть сомнения.
Но это пока. Через несколько лет, возможно, что-то изменится. Построят сотовые сети 5G, смартфоны станут еще мощнее, а затраты на «сканирование» упадут в несколько раз — вот тогда, может, продавцы и передумают.
А пока способы визуального представления и доставки развиваются в режиме аттракциона. Посмотрите, например, как выглядят снимки высокого разрешения на Google Arts & Culture: на фото картины Джексона Поллока даже пух от волокон оргалита можно рассмотреть. Это мы еще до эпохи голографии толком не дожили. А ведь там тоже есть прорывы в представлении объемных предметов — посмотрите хоть бы это. Как только это станет выгодным, экономически обоснованным — внедрят сей же час. Если для дела, а не для красоты.
Источник: news.artnet.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20180823_art_scanner_startup.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20180823_art_scanner_startup.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.