- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Ростовский музей заявил о подделках Малевича и Поповой в своем собрании
ARTinvestment.RU 12 апреля 2018
Подлинники этих работ находятся в собраниях МоМА в Нью-Йорке и в Музее современного искусства в Салониках. По мнению сотрудников ГМЗ «Ростовский музей-заповедник», подмена подлинников на подделки была осуществлена в период 1955–1972 гг.
Статья «О двух подделках в коллекции авангарда Ростовского музея» в специальном тематическом мартовском выпуске газеты «Ростовская старина» №12(181) вновь подняла тянущийся с конца 1980-х годов спор о подлинности работ «Самовар» Казимира Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой из собрания музея и, по всей видимости, поставила в нем долгожданную точку. Вывод автора статьи, заместителя директора по научной работе ГМЗ «Ростовский музей-заповедник» Сергея Вячеславовича Сазонова однозначен: в ростовском музее находятся подделки с подлинников, утекших в зарубежные собрания во второй половине ХХ века.
Читатели, полагаю, хорошо помнят о скандале, разыгравшемся в прошлом году вокруг большой коллекции произведений искусства и архивных материалов, подаренной музею «Ростовский кремль» князем Н. Д. Лобановым-Ростовским. Химическая и искусствоведческая экспертиза выявила, что центральные работы из подаренного собрания являются подделками. Всего из преподнесенных в дар музею работ фальшивыми оказались шесть — в т. ч. произведения, ранее приписываемые А. Экстер, И. Машкову и Ж. Браку. Но сотрудники музея не остановились на проверке новых поступлений и в течение 2017 года решили провести подробное исследование всех работ русского авангарда из своего собрания.
В результате научной экспертизы, проведенной Институтом геологии и геохронологии докембрия (Санкт-Петербург), Государственным Русским музеем и Государственным научно-исследовательским институтом реставрации (ГосНИИР), подтвердились опасения, возникшие еще в 1987–1989 у искусствоведа С. Г. Джафаровой: о том, что две работы собрания ростовского музея являются более поздними подделками. Эксперты установили, что работы «Самовар» и «Беспредметная композиция» были написаны во второй половине ХХ века, а значит, точно не принадлежат кисти Малевича и Поповой.
Оригиналы работ Малевича и Поповой поступили в собрание Ростовского музея в первой половине 1920-х годов в составе большой коллекции произведений из Музейного бюро Наркомпроса. Попавший вскоре в немилость авангард надолго был спрятан в фондах музея, и только в конце 1980-х годов, на волне возросшего к нему международного интереса, произведения из Ростовского музея стали исследоваться и вывозиться на выставки. Эксперт С. Г. Джафарова во время работы с зарубежными выставками авангарда в 1987 и 1989 годах обратила внимание на то, что работы «Малевича» и «Поповой» из Ростова резко отличаются по качеству от прочих произведений собрания, и при этом у каждой работы обнаружился двойник в зарубежном музее, более похожий на оригинал. Была и третья работа в собрании Ростовского музея — «Зелёная полоса», принадлежащая кисти Ольги Розановой. С ней как раз, по мнению Джафаровой, все было в порядке. Однако у работы Розановой из Ростова был найден двойник в том же собрании Костаки (легшим в основу Музея современного искусства в Салониках). При этом «Зеленая полоса» из греческого музея имела много общего с Малевичем и Поповой из Ростова — словно их написал один человек. В 1991 году Джафарова выступила на конференции в Третьяковской галерее с заявлением, что все три указанные работы, скорее всего, являются фальшивыми. С её выводами согласился автор книги «Русский авангард» 1991 года А. Б. Наков. Но многие эксперты по-прежнему придерживались мнения о том, что все упомянутые работы — и ростовские, и западные — подлинные, что это лишь авторские повторения.
Теперь же, когда эксперты подтвердили подлинность Розановой из Ростовского музея, но, увы, не смогли сказать того же о «Самоваре» Малевича и «Беспредметной композиции» Поповой, начнется серьезное расследование того, кто, как и когда подменил подлинники на фальшивки. Подозрения были высказаны ранее в адрес коллекционера И. В. Качурина, помогавшего Георгию Костаки собирать его легендарную коллекцию. Качурин якобы продал Костаки подделку «Зелёной полосы» Розановой и был очень горд тем, что обхитрил его. Быть может, планировалось и эту работу из Ростовского музея подменить, но, когда этого не удалось сделать, греческому коллекционеру продали фальшивку. Так это или нет, сейчас установить невозможно, т. к. доступа к «Зелёной полосе» из коллекции Костаки сейчас нет: еще в 1990-х она была продана в некую частную шведскую коллекцию.
Недавно сотрудниками ГМЗ «Ростовский кремль» С. Сазоновым и С. Я. Смирновым в архиве музея были обнаружены документы, связывающие вышеназванного И. В. Качурина с Ростовским музеем. В 1955 году он был направлен сюда Музеем истории религии и атеизма с целью отбора книг из Ростовского кремля. Помимо своей непосредственной миссии, Качурин провел в музее ревизию художественного собрания и пришел к выводу, что многие работы не представляют художественной ценности и должны быть списаны. Списания так и не произошло (помешало распоряжение из Минкультуры), работы остались на балансе музея, но Малевич и Попова могли уже тогда «видоизмениться».
В музейной карточке на «Самовар» Малевича на сайте нью-йоркского Музея современного искусства МоМА в графе «Провенанс» самой первой строчкой указано, что в 1922 году работа находилась в Ростовском музее. Выходит, что это именно та работа, что была передана из Музейного отдела Наркомпроса. Следующая строчка провенанса относится уже к 1972 году: в этом году «Самовар» продавался на торгах Sotheby’s в Лондоне. В 1977 году он числится в коллекции McCory Corporation. А в 1983 году покупается в МоМА. Т. е. работа Малевича точно попала на Запад до 1972 года. Что касается работы Поповой, то подлинник мог быть украден в этот же период. В 1972 году в Курчатовском институте проходила выставка работ из коллекции Костаки. Упомянутая в списке работ картина Поповой совпадает по размеру с той, что числится в Ростовском музее. Получается, что Костаки купил подлинную «Беспредметную композицию» из Ростовского музея до 1972 года.
Сотрудники ГМЗ «Ростовский кремль» уже сообщили об обнаружении подделок в своем собрании в Министерство культуры РФ, заявили о краже в полицию и выразили готовность добиваться возвращения похищенных произведений на Родину.
Источники: rostmuseum.ru, artchive.ru, artinvestment.ru
https://artinvestment.ru/news/artnews/20180412_Rostov_museum_wants_to_repatriate_Malevich_Popova_paintings.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20180412_Rostov_museum_wants_to_repatriate_Malevich_Popova_paintings.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год