Картину Виллема де Кунинга мог украсть школьный учитель?
ARTinvestment.RU 12 сентября 2017
Эйфория по поводу возвращения в аризонский музей полотна де Кунинга «Женщина — Охра» улеглась, и на повестку дня встали другие вопросы – кто же украл картину в 1985 году? И как она очутилась на ранчо в Нью-Мексико?
Для тех, кто пропустил эту громкую новость, вкратце о событиях середины августа. Картина Виллема де Кунинга, украденная из Художественного музея Аризонского университета в городе Тусон в 1985 году, этим летом была случайно обнаружена антикваром в небольшой деревушке в 30 минутах езды от Силвер-Сити, штат Нью-Мексико. Выяснив, что имеет дело с краденым шедевром, антиквар тут же вернул его к огромной радости музейщиков и общественности. В чьем именно доме была найдена картина Де Кунинга – поначалу не сообщалось. А вот это как раз самое интересное.
Когда антиквар Дэвид Ван Окер приехал из Силвер-Сити на ранчо в деревушке Клифф оценивать имущество покойных владельцев, картина «Женщина — Охра» Виллема де Кунинга преспокойно висела в спальне хозяев — бывшего школьного учителя музыки Джерома Альтера (Jerome Alter) и его супруги Риты. Причем при открытой двери спальни картина полностью скрывалась за ней от посторонних глаз, но если дверь закрыть, то работой Де Кунинга можно было любоваться, лежа на кровати. Супруги Альтер построили этот дом после переезда из Нью-Йорка в штат Нью-Мексико в конце 1970-х и прожили в нем до своей смерти: Джером ушёл из жизни в 2012 году, а Рита скончалась этим летом. Им обоим на момент смерти было по 81. Могли ли супруги Альтер и быть похитителями картины из музея? Простой учитель музыки из нью-йоркской школы и его супруга – детский логопед с многолетним стажем. Звучит, конечно, дико. Но есть некоторые обстоятельства, говорящие в пользу именно этой версии.
В аризонский музей утром 29 ноября 1985 года зашли двое. По воспоминаниям охранников, это была женщина лет 55–60 в платке и очках и мужчина лет 25–30 с вьющимися волосами, усами и в очках. Оба были одеты в объемные зимние куртки, несмотря на довольно теплый день (+12 градусов по Цельсию). Женщина отвлекла охранника разговором, а в это время её сообщник быстро вырезал картину Де Кунинга из рамы, свернул её и спрятал под куртку. Двое стремительно покинули музей через 10 минут и уехали на ржаво-красной двухдверной машине.
У мистера и миссис Альтер, которым на момент ограбления было 54 и 49 лет соответственно, есть сын Джозеф, которому в 1985 году было 23. По свидетельствам одного родственника, друга семьи и заправщика с бензоколонки в Клиффе — в середине 1980-х у Альтеров была спортивная двухдверная машина марки Nissan красного цвета. Сын Джозеф, которому теперь 55 лет, с середины 1980-х кочует по лечебницам для душевнобольных. Он и сейчас находится в психиатрической клинике и комментариев не дает.
Жители деревушки Клифф наперебой выдвигают версии о том, кто именно из семьи Альтер мог совершить ограбление. Кто-то узнает в фотороботе женщины в платке переодетого мистера Альтера, а в усатом юноше – сына Джерома. Другие полагают, что женщина это скорее сама миссис Рита Альтер, а сообщник – это мистер Альтер. Неудивительно, что местные жители готовы поверить в самый невероятный расклад. Ведь история с обнаружением краденого полотна Де Кунинга стала, пожалуй, главным событием за всю историю существования деревушки Клифф, насчитывающей не более 300 жителей.
У Альтеров есть родственники, не разделяющие точку зрения жителей Клиффа. Племянник Риты Альтер Рон Роузман, который и вызвал антиквара из Сильвер-Сити для оценки имущества после её смерти, отказывается верить в причастность его тёти и дяди к ограблению. Сестра мистера Альтера, 81-летняя художница из Нью-Джерси Кэрол Склэр, считает эту версию полным абсурдом.
Стоит добавить к психологическому портрету предполагаемых грабителей еще несколько деталей. Мистер Джером Альтер, несмотря на свою скромную профессию школьного учителя, был человеком незаурядным. Он играл на кларнете, писал и на свои средства издавал книги, много путешествовал. Вместе с супругой они объездили свыше 140 стран. По мотивам своих путешествий Джером Альтер издал в 2011 книгу беллетризованных рассказов. Два из них посвящены ограблениям. И хотя многие детали разнятся с событиями 1985 года, некоторые совпадения выглядят подозрительно.
К примеру, в рассказе «Глаз ягуара» бабушка с внучкой похищают 120-каратный изумруд из музея при свете дня, отвлекая охранника. «Сбежав с места преступления незамеченными, воры не оставили абсолютно никаких зацепок для полиции», - пишет Джером Альтер. То же произошло и в 1985 году. Следователям не оставили никаких существенных улик, чтобы начать поиск. История Альтера заканчивается тем, что похищенный изумруд хранится в потайном месте, в доме этой бабушки – «в нескольких милях от того места, где произошли эти события». Картина Де Кунинга тоже недалеко уехала от своего музея – всего-то в соседний штат. «И только две пары глаз теперь могли им любоваться», - пишет Джером Альтер о неком вымышленном изумруде, в гранях которого нам мерещится вполне себе реальная «Женщина» Виллема де Кунинга.
Источники: nytimes.com, artinvestment.ru
https://artinvestment.ru/news/artnews/20170912_Willem_de_Kooning_theft_mystery.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20170912_Willem_de_Kooning_theft_mystery.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 25.05.2022 В гонконгской ярмарке Art Basel примут участие 130 галерей По сравнению с прошлым годом существенно выросло число «стендов-призраков»
- 24.05.2022 Основная часть экспонатов лондонской выставки изделий Фаберже вернулись в Россию Судьбу императорского яйца из Музея Фаберже решает британское Казначейство
- 23.05.2022 В Музеи Брюгге передано около 2 000 произведений искусства Главным шедевром коллекции является рисунок Микеланджело
- 20.05.2022 В Русский музей из филиала в Малаге вернулись более трехсот работ Их транспортировка заняла чуть больше недели
- 20.05.2022 В Нью-Йорке проходит юбилейный выпуск ярмарки Frieze Участники, которых все еще не так много, сообщают об уверенном уровне продаж
- 25.05.2022 Работа Фрэнсиса Бэкона стала топ-лотом торгов Sotheby’s Рынок работ художника уменьшился на 80 % с 2014 года
- 23.05.2022 Двухнедельный аукционный марафон в Нью-Йорке принес $2,5 млрд Рынок возвращается к допандемийным показателям
- 20.05.2022 Итоги AI аукциона № 430 Суммарная выручка составила 2,4 млн рублей
- 19.05.2022 Phillips провел самые успешные торги в своей истории Послевоенное и современное искусство в сумме принесло $225 млн
- 19.05.2022 На Christie’s установлен новый рекорд на произведения Микеланджело Недавно обнаруженный рисунок конца XV века продан за €23,1 млн
- 02.05.2022 Анастасия Глебова: «Я отвечаю за красоту» Анастасия Глебова — сценограф, живописец, режиссер, главный художник Театра Российской Армии. Она работает со многими постановщиками, экспонируется, учится, познает новое, меняется и хранит традиции
- 25.04.2022 Открыт 113-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Сергея Бордачёва, Галины Быстрицкой, Дмитрия Воронина, Алексея Гинтовта, Димы Горячкина, Дениса Егельского, Николая Жатова, Натальи Захаровой, Игоря Кислицына, Бориса Марковникова, Владимира Мартиросова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили)
- 18.04.2022 Открыт 112-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Рубена Апресяна, Алексея Барвенко, Андрея Бисти, Тимофея Бычкова, Анатолия Горяинова, Владимира Грига, Дубосарского и Виноградова, Германа Егошина, Александра Захарова, Евгения Зевина, Игоря Кислицына, Александра Савко, Елены Щепетовой
- 11.04.2022 Открыт 111-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Ивана Акимова, Анелии Алиповой, Нисо Атахановой, Константина Батынкова, Инны Бельтюковой, Марины Венедиктовой, Михаила Дронова, Юлии Картошкиной, Александра Кацалапа, Андрея Орлова, Андрея (Дюди) Сарабьянова, Игоря Снегура, Елены Фокиной
- 04.04.2022 Открыт 110-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Дмитрия Воронина, Сергея Кривцова, Александра Курилова, Сергея Максютина, Бориса Марковникова, Андрея Марца, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Валерия Мишина, Андрея Мунца, Анатолия Пурлика, Леонида Ракова, Натальи Турновой
- 24.05.2022 В Псковском музее-заповеднике покажут клады Выставка «Клады великих потрясений» откроется в июне этого года
- 18.05.2022 Третьяковская галерея открывает выставку работ Эдуарда Штейнберга Проект приурочен к 85-летию со дня рождения художника
- 17.05.2022 В Русском музее откроется выставка Михаила Врубеля Проект посвящен 165-летию со дня рождения художника
- 16.05.2022 В Музее AZ покажут работы Франциско Инфантэ и членов его семьи Проект приурочен к 7-летию музея
- 12.05.2022 В Пушкинском музее открылась выставка «Между землей и небом» На днях стартовала регулярная образовательная программа, приуроченная к выставке
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн