Картину Виллема де Кунинга мог украсть школьный учитель?
Эйфория по поводу возвращения в аризонский музей полотна де Кунинга «Женщина — Охра» улеглась, и на повестку дня встали другие вопросы – кто же украл картину в 1985 году? И как она очутилась на ранчо в Нью-Мексико?
Для тех, кто пропустил эту громкую новость, вкратце о событиях середины августа. Картина Виллема де Кунинга, украденная из Художественного музея Аризонского университета в городе Тусон в 1985 году, этим летом была случайно обнаружена антикваром в небольшой деревушке в 30 минутах езды от Силвер-Сити, штат Нью-Мексико. Выяснив, что имеет дело с краденым шедевром, антиквар тут же вернул его к огромной радости музейщиков и общественности. В чьем именно доме была найдена картина Де Кунинга – поначалу не сообщалось. А вот это как раз самое интересное.
Когда антиквар Дэвид Ван Окер приехал из Силвер-Сити на ранчо в деревушке Клифф оценивать имущество покойных владельцев, картина «Женщина — Охра» Виллема де Кунинга преспокойно висела в спальне хозяев — бывшего школьного учителя музыки Джерома Альтера (Jerome Alter) и его супруги Риты. Причем при открытой двери спальни картина полностью скрывалась за ней от посторонних глаз, но если дверь закрыть, то работой Де Кунинга можно было любоваться, лежа на кровати. Супруги Альтер построили этот дом после переезда из Нью-Йорка в штат Нью-Мексико в конце 1970-х и прожили в нем до своей смерти: Джером ушёл из жизни в 2012 году, а Рита скончалась этим летом. Им обоим на момент смерти было по 81. Могли ли супруги Альтер и быть похитителями картины из музея? Простой учитель музыки из нью-йоркской школы и его супруга – детский логопед с многолетним стажем. Звучит, конечно, дико. Но есть некоторые обстоятельства, говорящие в пользу именно этой версии.
В аризонский музей утром 29 ноября 1985 года зашли двое. По воспоминаниям охранников, это была женщина лет 55–60 в платке и очках и мужчина лет 25–30 с вьющимися волосами, усами и в очках. Оба были одеты в объемные зимние куртки, несмотря на довольно теплый день (+12 градусов по Цельсию). Женщина отвлекла охранника разговором, а в это время её сообщник быстро вырезал картину Де Кунинга из рамы, свернул её и спрятал под куртку. Двое стремительно покинули музей через 10 минут и уехали на ржаво-красной двухдверной машине.
У мистера и миссис Альтер, которым на момент ограбления было 54 и 49 лет соответственно, есть сын Джозеф, которому в 1985 году было 23. По свидетельствам одного родственника, друга семьи и заправщика с бензоколонки в Клиффе — в середине 1980-х у Альтеров была спортивная двухдверная машина марки Nissan красного цвета. Сын Джозеф, которому теперь 55 лет, с середины 1980-х кочует по лечебницам для душевнобольных. Он и сейчас находится в психиатрической клинике и комментариев не дает.
Жители деревушки Клифф наперебой выдвигают версии о том, кто именно из семьи Альтер мог совершить ограбление. Кто-то узнает в фотороботе женщины в платке переодетого мистера Альтера, а в усатом юноше – сына Джерома. Другие полагают, что женщина это скорее сама миссис Рита Альтер, а сообщник – это мистер Альтер. Неудивительно, что местные жители готовы поверить в самый невероятный расклад. Ведь история с обнаружением краденого полотна Де Кунинга стала, пожалуй, главным событием за всю историю существования деревушки Клифф, насчитывающей не более 300 жителей.
У Альтеров есть родственники, не разделяющие точку зрения жителей Клиффа. Племянник Риты Альтер Рон Роузман, который и вызвал антиквара из Сильвер-Сити для оценки имущества после её смерти, отказывается верить в причастность его тёти и дяди к ограблению. Сестра мистера Альтера, 81-летняя художница из Нью-Джерси Кэрол Склэр, считает эту версию полным абсурдом.
Стоит добавить к психологическому портрету предполагаемых грабителей еще несколько деталей. Мистер Джером Альтер, несмотря на свою скромную профессию школьного учителя, был человеком незаурядным. Он играл на кларнете, писал и на свои средства издавал книги, много путешествовал. Вместе с супругой они объездили свыше 140 стран. По мотивам своих путешествий Джером Альтер издал в 2011 книгу беллетризованных рассказов. Два из них посвящены ограблениям. И хотя многие детали разнятся с событиями 1985 года, некоторые совпадения выглядят подозрительно.
К примеру, в рассказе «Глаз ягуара» бабушка с внучкой похищают 120-каратный изумруд из музея при свете дня, отвлекая охранника. «Сбежав с места преступления незамеченными, воры не оставили абсолютно никаких зацепок для полиции», - пишет Джером Альтер. То же произошло и в 1985 году. Следователям не оставили никаких существенных улик, чтобы начать поиск. История Альтера заканчивается тем, что похищенный изумруд хранится в потайном месте, в доме этой бабушки – «в нескольких милях от того места, где произошли эти события». Картина Де Кунинга тоже недалеко уехала от своего музея – всего-то в соседний штат. «И только две пары глаз теперь могли им любоваться», - пишет Джером Альтер о неком вымышленном изумруде, в гранях которого нам мерещится вполне себе реальная «Женщина» Виллема де Кунинга.
Источники: nytimes.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20170912_Willem_de_Kooning_theft_mystery.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20170912_Willem_de_Kooning_theft_mystery.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.