По США гуляют фальшивые Поллоки — возможно, даже сотни подделок
Сфабрикованный провенанс всех этих фальшивок отсылает к немецкому коллекционеру Джеймсу Бреннерману, якобы жившему в Чикаго
История выдуманного коллекционера Бреннермана вполне сгодилась бы для киносценария. В нем будут фигурировать грузовики с сотнями полотен Джексона Поллока, загадочное чикагское имение, коллекционер-затворник, страдающий манией величия и ожидающий скорого прибытия инопланетян. Мошенники, по-видимому, славно повеселились, придумывая все это. Коллекционерам, попавшимся на их удочку, явно не до смеха.
Началось с того, что в 2013 году в нью-йоркский Международный фонд искусствоведческих исследований (International Foundation for Art Research, IFAR) принесли на экспертизу три предполагаемые работы Джексона Поллока от двух разных коллекционеров. С момента роспуска аутентификационной комиссии при Фонде Поллока-Краснер 20 лет назад именно IFAR занимается проверкой всех появляющихся на рынке новых работ Поллока. Подделок за эти 20 лет в IFAR перевидали кучу. Но эти были, как говорится, с историей.
В провенансе всех этих трех картин упомянут был некий владелец стрип-клуба из Вирджинии, который, в свою очередь, приобрел работы из коллекции некоего немецкого иммигранта Джеймса Бреннермана. Коллекционеры смогли предоставить IFAR целое досье из «подтверждающих» эту историю документов: фотографии Бреннермана, его семьи, друзей и его поместья, пачки его писем. Плюс на оборотах всех трех подделок были одинаковые пометки: некие характеристики работ, длинные (свыше 50 знаков) инвентарные номера, а также указания о том, где именно в доме следует повесить эту картину.
Согласно письмам (которые, кстати, все написаны самим Бреннерманом на английском или на плохом немецком, и нет ни одного ответного письма от его адресатов), Бреннерман иммигрировал в США в начале 1940-х. Под Чикаго он купил большое имение Баффало-Парк и собрал в нем сотни (если быть точнее, то 748) работ Джексона Поллока, а также произведения Де Кунинга, Ренуара, Моне, Ротко, Горки и др. Жил один. Переписывался с другом-коллекционером Чарльзом Фармером. Именно с ним в 1968 году поехал к вдове Поллока Ли Краснер и купил у неё за наличные (без чеков, без документов) сотни работ Поллока, которые вывозил на собственных грузовиках (чеков от транспортных компаний, соответственно, тоже не сохранилось). Имел двух преданных слуг, Берта и Этель Рамси, которым и завещал всю свою коллекцию. На склоне лет, если верить его письмам, тронулся умом — ждал, что его заберут инопланетяне на другую планету, где он станет главным правителем и богом. Умер в 1974 году. Тело, согласно завещанию, перевезли и захоронили на кладбище в Мюнхене.
Ни один факт из этой липовой биографии не нашел подтверждения. В чикагских архивах нет ни одного упоминания о Бреннермане или об имении Баффало-Парк. На кладбище в Мюнхене никого не хоронили под таким именем. А уж про покупку семи сотен работ Поллока у вдовы художника и говорить нечего: в его каталоге-резоне всего 1 100 работ, включая документированные произведения, чье местонахождение неизвестно. Ли Краснер успешно продавала работы мужа не сама, а через галереи, и в деньгах тогда не нуждалась, чтобы проворачивать сделки такого масштаба.
Но главным курьезом досье были фотографии. Фото «южного въезда в усадьбу Бреннермана» оказалось фотографией замка Сфорца в Милане. Снимок «главного дома усадьбы Бреннермана» как две капли воды похож на Храм Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы (Капеллу) в Вюрцбурге (Бавария). Интерьер «библиотеки Бреннермана» неотличим от библиотеки монастыря Виблинген в Ульме (Германия). И наконец, фонтан в усадьбе Бреннермана — это не что иное, как фонтан Нептуна в Мадриде. Фотокарточки самого Бреннермана и его друзей еще лучше. К примеру, на фото «Берта и Этель Рамси с сыном» все трое одеты в купальные костюмы начала ХХ века. А на следующей карточке «Берт Рамси» уже одет в форму времен Второй мировой войны, но при этом выглядит все так же молодо. Нужно думать, что слуги Бреннермана раскрыли секрет вечной молодости, раз без проблем дожили до 1990-х (когда у них перекупал коллекцию владелец ночного клуба).
Что касается самих поддельных картин, то выполнены они настолько плохо, что не способны обмануть сколько-нибудь опытного коллекционера или эксперта. В IFAR установили, что работы не соответствуют Поллоку ни стилистически, ни по материалам (в составе найдены акриловые краски, никогда не использовавшиеся художником). К тому же озвученная владельцами цена покупки слишком низкая для настоящих дриппингов Поллока (речь о пятизначных суммах в долларах). IFAR дал отрицательные заключения по всем трем предоставленным работам в 2014 году. И тогда же впервые распространил информацию о сомнительной «коллекции Бреннермана».
Но в 2015-м в Фонд искусствоведческих исследований принесли очередного поддельного Поллока из «коллекции Бреннермана». А один из ранее забракованных ими фальшаков за эти годы был перепродан ничего не подозревавшему начинающему коллекционеру. И вряд ли это последний поддельный Поллок, гуляющий по рынку. Их могут быть десятки, а то и сотни, упомянутые в письмах Бреннермана.
Источники: ifar.org, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20170829_fake_pollocks.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20170829_fake_pollocks.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.