Арт-дилерша, продавшая подделок на 80 миллионов долларов, избежала тюрьмы
Глафира Розалес, центральное действующее лицо аферы с фальшивками Ротко, Поллока и др., реализованными через ныне закрытую галерею Knoedler, отделалась тремя годами условного срока
Из них 90 дней Розалес должна провести под домашним арестом. А кроме того, подсудимая должна будет выплатить компенсацию, размер которой пока не объявлен. По словам судьи Кэтрин Полк Файлла (Katherine Polk Failla), выносившей приговор, инициатором всей аферы с многомиллионными фальшивками была не Розалес, а её бывший любовник — испанец Хосе Карлос Бергантиньос Диаз. Запугиванием и побоями (по словам судьи, «он разбил ей нос, оставил шрамы на ее теле») он заставил Глафиру нести в Knoedler и еще одну уважаемую нью-йоркскую галерею на реализацию работы «Роберта Мазервелла», «Джексона Поллока», «Виллема де Кунинга» и «Марка Ротко» якобы из собраний неких швейцарских и испанских коллекционеров — в общей сложности 63 произведения, принесших суммарно около $80 млн руководству этих галерей и Розалес с Диазом.
На самом же деле все эти неизвестные ранее работы вышли из гаража в Квинсе, служившего мастерской одному-единственному талантливому китайскому художнику. В конце 1980-х Пэй Шэнь Цянь (Pei Shen Qian), окончивший курсы живописи, рисунка и литографии в школе искусств, продавал свои работы на улицах Манхеттена. Там его и приметил Хосе Карлос Бергантиньос Диаз. Он предложил ему писать работы в стиле известных художников за «скромную» плату (учитывая их продажи за десятки миллионов долларов, суммы в $5–7 тысяч кажутся скромными), и Пэй Шэнь Цянь согласился. Сегодня художник, сбежавший в момент разоблачения аферы из США в Китай, утверждает, что не подозревал о том, что его произведения были проданы как подлинники. Для пущего сходства с оригиналами Хосе Диаз их всячески состаривал — нагревал, остужал, выставлял на солнце и т.п. Подделки попадали на прилавок Knoedler и уходили за миллионы долларов. Разразившийся скандал заставил старейшую нью-йоркскую галерею закрыться после 165 лет работы. Разочарованные покупатели фальшивок один за другим начали подавать на галерею в суд. Руководство галереи во главе с директором Энн Фирдман до сих пор отрицает, что знало о том, что работы ненастоящие.
Что же до главного преступного гения — Хосе Карлоса Бергантиньоса Диаза — он еще в 2014 году был арестован в Испании, но его экстрадиция на суд в США была остановлена.
Источники: nytimes.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20170209_glafira_rosales_avoided_prison.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20170209_glafira_rosales_avoided_prison.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.