Art Investment

Пушкинский музей пополнил коллекцию картиной Франса Халса Старшего

Сегодня в ГМИИ состоится презентация полотна Франса Халса Старшего (1582–1666) «Евангелист Марк», вошедшего в постоянную экспозицию музея. Это самое значительное поступление в ГМИИ за последние 80 лет

Сегодня в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С.Пушкина состоится презентация картины Франса Халса Старшего «Евангелист Марк», приобретенной музеем. По словам директора ГМИИ Марины Лошак, это самое впечатляющее поступление в коллекцию музея за последние 80 лет, со времен фундаментального перераспределения Государственного музейного фонда в 1920-х и в начале 1930-х годов.

«Евангелист Марк» входит в серию из четырех портретов евангелистов кисти Франса Халса Старшего. Этот цикл в 1773 году был целиком приобретен Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Однако в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Там следы полотен затерялись. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными.

В 1959 году две другие картины цикла — «Святой Лука» и «Святой Матфей» — были обнаружены в фондах в Одесского музея западного и восточного искусства сотрудником Государственного Эрмитажа Ириной Владимировной Линник. На основании тщательного стилистического анализа и изучения сведений из архивов Эрмитажа, аукционных каталогов XVIII века исследователь доказала, что изображения евангелистов являются работами не анонимного русского художника XIX века, как было записано в музейной документации, а творениями великого голландского живописца XVII столетия. Установление принадлежности этих картин кисти Халса можно отнести к самым выдающимся достижениям науки об искусстве XX столетия. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. А. С. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение “Святого Луки”. Западноевропейская живопись VI — XVIII веков из музеев Украины».

Две другие картины из этого цикла считались утраченными до 1972 года, когда немецкий искусствовед, автор монографии о творчестве Франса Халса, доктор Клаус Гримм опубликовал приобретенный незадолго до того и отреставрированный холст «Евангелист Марк», который совпадал по размерам и стилю исполнения с работами из Одессы. Наконец, в 1997 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне была выставлена четвертая, недостающая картина из этой серии — «Св. Иоанн Евангелист», которая была куплена для музея Пола Гетти в Малибу (Калифорния, США).

История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с историями трех других картин этого цикла наиболее драматична. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. На холсте был представлен пожилой мужчина с бородой, одетый по моде середины XVII века в темный костюм с белым отложным воротником и широкими манжетами. Доктор Клаус Гримм, обнаружив неоспоримое сходство манеры изображения головы и рук данного персонажа с опубликованными к тому времени картинами из Одессы, сделал химический анализ красочных пигментов. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты, использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Однако анализ пигментов с изображения воротника и манжет показал, что их начали использовать лишь в XIX веке. Разными оказались и связующие компоненты: в одном случае это было льняное масло, в другом — яичный желток. Реставрация показала, что костюм, соответствующий моде 1640-х годов, написан поверх грубого плаща, а слева открылось изображение головы льва — атрибута евангелиста Марка. Возможно, картину, не типичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет.

После того как «Евангелист Марк» Франса Халса был опознан и отреставрирован, его привезли на выставку в Москву в рамках ярмарки Russian Antiques and Fine Arts Fair в Центре изящных искусств на Волхонке. А затем эту работу привезла на выставку в ГМИИ лондонская галерея Johonny Van Haeften, специализирующаяся на голландцах XVII века. Теперь, при посредничестве фонда Алишера Усманова, «Евангелист Марк» Франса Халса Старшего вошел в постоянную коллекцию Пушкинского музея.

Источник: artsmuseum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20131121_hals.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20131121_hals.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».