В Касселе открылась выставка «Документа-13»
Точнее сказать, dOCUMENTA-13. Именно такое написание названия одного из престижнейших в мире смотров современного искусства, с подачи его арт-директора Каролин Кристов-Бакарджиев, в этом году следует считать правильным
Сегодня в немецком Касселе для публики открывается выставка «Документа» — одно из самых престижных в мире мероприятий в области современного искусства. Первая «Документа» прошла в 1955 году по инициативе немецкого художника и куратора Арнольда Боде (Arnold Bode) в рамках, как это ни странно, Федеральной садоводческой выставки, однако показ быстро стал знаковым и, в отличие от Биеннале в Венеции, которая считает своим долгом нравиться публике, получил интеллектуально-экспериментальную репутацию.
В этом году выставка идеальным образом соответствует этому определению, благодаря своему арт-директору Каролин Кристов-Бакарджиев, которая привлекла к участию в ней не только художников, но и профессиональных ученых и смогла удивить даже видавших виды арт-критиков нестандартным подходом к решению мероприятия. Надо сказать, что ее речь на открытии напоминала перформанс и вызвала недоумение и возмущение некоторых из присутствующих. К традиционным площадкам «Документы» на этот раз добавился ряд новых, к тому же преодолеть привычные границы понимания и созерцания искусства призваны дополнительные площадки выставки в Канаде, Египте и Афганистане (последняя появилась как часть проекта, посвященного теме войны и разрушения, а также знаменитому итальянцу Алигьеро Боэтти (Alighiero Boetti)).
Среди участников нынешней «Документы» есть признанные мастера, такие как Тасита Дин (Tacita Dean) и Уильям Кентридж (William Kentridge), а есть и новые имена. По словам Кристов-Бакарджиев, ее целью было расширить взгляд и охват выставки с визуального искусства до состояния культуры в целом — от квантовой физики до исторических артефактов. Родившаяся в США куратор с болгаро-итальянскими корнями старается во всем отойти от привычных категорий и на открытии выставки заявила, что ее концепцией является отсутствие концепции как таковой, место которой занял «холистический подход». Однако, тем не менее, куратор обозначила основные векторы выставки: это темы намерения и воплощения, вещей и предметов, также важной темой является исцеление травмы — что весьма символично для мероприятия, которое было призвано возродить современное искусство и интерес к нему в послевоенной Германии, а также возродить разрушенный до основания бомбежками Кассель.
Первоначально выставка была скромной по размерам, однако сегодня ее бюджет равен 25 миллионам евро, а искусство огромной волной накрывает весь город, включая парки, кинотеатры и вокзал, как, по словам Кристов-Бакарджиев, «взорвавшийся музей». Эта выставка — одно из четырех главных европейских мероприятий, посвященных современному искусству (остальные — Биеннале в Венеции, «АртБазель» и парижская выставка «Монумента»).
Кассель славится своей любовью к авангарду и суперавангарду. Здесь происходили знаковые в мире искусства события, такие как посадка 7000 дубов Йозефом Бойсом, и каждое десятилетие моду на искусство в мире среди продвинутых умов диктует именно «Документа». Ожидается, что в этом году выставку посетят 750 тысяч человек, в несколько раз больше, чем население Касселя (195 тысяч жителей).
Вообще способность человека пересоздавать мир и заново придумывать его — одна из тем, которые красной нитью проходят через всю нынешнюю выставку, и это объясняет отчасти и присутствие здесь физиков, биологов, антропологов и даже гипнотерапевта. По словам Кристов-Бакарджиев, граница между искусством и неискусством становится все менее существенной и ощутимой, а, по словам одного из ученых, то, что представлено на его стенде и выглядит как научный эксперимент, на самом деле просто способ по-иному взглянуть на мир.
О единстве и родстве всех этих непохожих явлений говорит инсталляция «Мозг», представляющая собой собственно зал во дворце XVIII века Фридерициануме, заполненный до отказа произведениями искусства, разнообразными предметами и документами, — аналогию того, что, по признанию куратора, происходит в ее собственной голове (и надо полагать, что в голове всякого человека вообще). Здесь можно увидеть, например, картину Джорджо Моранди (Giorgio Morandi), а рядом — настоящие изображенные на ней предметы, фотографии художницы Ли Миллер (Lee Miller), принимающей ванну в бывшей квартире Гитлера в Мюнхене, а также ряд предметов, там ею найденных, таких как полотенце с инициалами фюрера и пудреницу Евы Браун, и многое другое.
Однако смелый куратор пошла дальше, и не только решила стереть границы между наукой и искусством, но также между культурой и природой, предлагая пересмотреть современный несправедливо антропоцентричный взгляд на мир. Сама куратор редко расстается со своей маленькой лохматой дворняжкой Дарси, интересуется, как собаки воспринимают искусство, а также выделила для них на время нынешней выставки целый кассельский парк. Более того, в выставке принимают участие работы американской художницы Эми Бэлкин (Amy Balkin), которая требует от ЮНЕСКО признать атмосферу земли частью списка мирового культурного наследия. Это предложение было направлено ею 186 странам — членам ЮНЕСКО, а посетителям выставки предлагается оставить свои подписи в его поддержку на специальных открытках. Однако это лишь малая часть того, что предстоит увидеть зрителю в Касселе; по традиции, «Документа» продлится ровно 100 дней (до 16 сентября), каждый из которых обещают заполнить, помимо выставок, перформансами, семинарами и другими мероприятиями — настоящий арт-нон-стоп.
Источник: artmarketmonitor.com, therepublic.com, d13.documenta.de, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120613_documenta.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120613_documenta.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.