Дэмиен Херст: кто смеется последним?
Усмехающийся брильянтовый череп Херста станет главным экспонатом ретроспективы художника в Тейт в 2012
По мнению обозревателя сайта Artinfo Колин Мильярд (Coline Milliard), у экономического кризиса — 2008 было как минимум одно положительное следствие: он воочию доказал всю абсурдность инкрустированного брильянтами черепа из платины, изготовленного Дэмиеном Херстом в 2007. Однако не прошло и несколько лет, как работа «За любовь Господа» стоимостью 50 миллионов фунтов возвращается в Лондон — на этот раз с одобрения самой галереи Тейт.
В будущем году драгоценный череп, который находится в коллективной собственности консорциума инвесторов, в том числе и самого Херста, в течение двух месяцев будет экспонироваться в отдельном отсеке Турбинного зала Тейт в рамках грандиозной ретроспективы его создателя. На пресс-конференции музея куратор Анна Галлахер (Ann Gallagher) отказалась отвечать на вопрос о системе безопасности будущей выставки.
Известный своей стеснительностью Херст на встрече с прессой не присутствовал. Вместо этого журналистов потчевали короткометражным фильмом с интервью художника о своем брильянтовом детище. «Я очень боялся, что моя работа окажется в итоге безвкусной ювелирной поделкой», — делится трогательными откровениями художник. «Впрочем, кто может сказать, что этого не произошло?» — задает риторический вопрос британский корреспондент Artinfo Колин Мильярд.
Ретроспектива Дэмиена Херста пройдет в Тейт с 4 апреля по 9 сентября в рамках фестиваля London-2012 — грандиозного культурного проекта, приуроченного британским правительством к лондонским Олимпийским играм. Британия решила-таки воздать должное художнику, практически единолично поднявшему современное искусство этой страны до американского уровня.
Более 70 работ, которые будут представлены зрителям выставки, охватывают деятельность Херста с конца 1980-х, периода зарождения легендарной группы «Молодые британские художники» (Young British Artists, YBA). Историкам искусства не хватало события, которым можно было бы четко обозначить начало движения YBA. Со статусом отправной точки отлично справилась выставка «Холод» («Freeze»), которую Дэмиен Херст провел в складских помещениях портовой и промышленной зоны Лондона Доклендс в 1988.
В том же году Херст начал серию работ, не исчерпанную и поныне, — это картины с разноцветными точками (галерея Гагосяна вскоре планирует устроить одновременную выставку работ этой серии во всех своих филиалах по всему миру). Известно, что одну из первых «пятнистых» работ, под названием «Край», Херст изобразил прямо на стене — специально для выставки ее воспроизведут на стене в Тейт. В экспозиции можно будет полюбоваться и на произведения с бабочками, в том числе будет показана работа 1991 года «В любви и вне ее» («In and Out of Love»), для которой в галерее позволят вылупиться рою живых бабочек. Любители Херста смогут посмотреть на ранние «кабинеты» и инсталляции — например, «Аптеку» 1992 года. Ну и, конечно же, ретроспектива не обойдется без стада животных, законсервированных в формальдегиде.
«Он необычайно плодовит», — говорит куратор Галлахер, которой отбор произведений для выставки стоил больших усилий. В итоге она решила сконцентрироваться на раннем корпусе работ Херста, что позволило удобно обойти, например, серию «Голубые картины», раскритикованную в пух и прах во время ее первого показа в лондонском Собрании Уоллеса в 2009. Впрочем, подобной избирательностью кураторы рискуют подчеркнуть, как часто Херст повторяет сам себя спустя двадцать лет.
Вплоть до краха Lehman Brothers работы Херста были невероятно, до отвращения успешны. Он позаимствовал рыночные стратегии Уорхола и Кунса, но в отсутствии их остроумия или юмора сопроводил работы довлеющими комментариями о богатствах, текущих через арт-рынок. Британские художники сегодня стоят совсем на других позициях. Достаточно взглянуть на работы нынешних номинантов премии Тёрнера: они не столь прямолинейны, более сдержанны и разнообразны. Возможно, ретроспектива в Тейт — именно то, что нужно, чтобы наконец сделать Херста частью истории, освободить дорогу и дать слово другим.
Источники: artinfo.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111123_hirst_retrospective.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111123_hirst_retrospective.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.