ГТГ по-новому показывает искусство XVIII века
В Третьяковской галерее (Москва, Лаврушинский переулок, 10) открывается обновленная экспозиция искусства XVIII века (залы 1–7); первыми, сегодня в 14.00, ее увидят журналисты. В отличие от последнего варианта, 1994 года, когда скульптуре был предоставлен отдельный зал, ныне живопись и скульптура экспонируются вместе, в общем пространстве. Такой традиционный подход представляется более органичным и соответствующим принципу ансамблевости, характерному для искусства XVIII века.
Первый зал, посвященный эпохе Петра I и времени формирования светского искусства в России, отмечен появлением в экспозиции редчайших образцов искусства этого периода — двух портретов кисти А. М. Матвеева, работ которого нет в собрании музея. «Портрет князя И. А. Голицына» (1728) и «Портрет княгини А. П. Голицыной» А.М.Матвеева предоставлены Третьяковской галерее на временное хранение нынешним владельцем, художником И. И. Голицыным. В экспозицию впервые включен парадный портрет сподвижника Петра I, участника всех его военных кампаний графа Г. П. Чернышёва (неизвестный художник середины XVIII века), демонстрирующий устойчивость традиций парсуны в русском искусстве.
Основные изменения коснулись второго зала — бывшего зала скульптуры XVIII века. Теперь, когда скульптура рассредоточена по всему разделу, здесь демонстрируются произведения преподавателей Академии художеств и их учеников. Организованная в 1757 году в Санкт-Петербурге Академия художеств (с 1764 года — Императорская Академия художеств) в короткие сроки получила признание среди старейших европейских академий и оказала огромное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства. Наряду с шедеврами исторической живописи А. П. Лосенко, П. И. Соколова и Г. И. Угрюмова, редкими образцами крестьянского жанра и «зверописи», здесь представлены большеформатные полотна выдающихся мастеров «россики», работавших в России иностранных художников С. Торелли («Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами», 1772) и Лагрене-старшего («Танкред и Клоринда», 1761). Впервые демонстрируется в постоянной экспозиции работа «Самсон утоляет жажду из ослиной челюсти» (1800) кисти И. П. Чернова. «Академический» зал отличается торжественной репрезентативной атмосферой.
В третьем зале представлено искусство середины XVIII века, эпохи барокко и рококо. Традиционное место здесь занимают произведения А. П. Антропова, работы мастеров портретной «россики» 1730–60-х годов. Сюда перемещены работы И. Я. Вишнякова, в том числе парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны (1743).
Несомненное достоинство обновленной экспозиции — появление зала Ф. С. Рокотова (1735 (?) — 1808). Теперь каждому из трех крупнейших портретистов XVIII века — Ф. С. Рокотову, Д. Г. Левицкому и В. Л. Боровиковскому — в Третьяковской галерее посвящен отдельный монографический зал. Включение в экспозицию раннего для художника портрета Великого князя Петра Фёдоровича (1758) позволило представить каждое десятилетие творчества Ф. С. Рокотова. «Портрет неизвестной в розовом платье» (1770-е) обрел пару: в пандан к нему демонстрируется происходящий из той же коллекции Е. П. Носовой (Москва) «Портрет неизвестного в синем кафтане» (1770-е). Добавленный из фондов Галереи портрет попечителя Московского воспитательного дома И. Н. Тютчева (не позже 1768) — пример работы Ф. С. Рокотова над официальными портретными заказами — дополняет типологию портретов художника, от частных до императорских заказов. Скульптурный портрет XVIII века представлен произведениями выдающегося скульптора Ф. И. Шубина (1740–1805): мраморными портретами Екатерины II (начало 1770-х), графа Г. Г. Орлова (1782), графа З. Г. Чернышёва (1774), а также бронзовым бюстом Павла I (1800).
По сравнению с прежним вариантом новая экспозиция искусства XVIII века выстроена более точно хронологически и исторически, а диалог скульптуры и живописи, которые теперь размещены в едином пространстве, дает наглядное и живое представление об эпохе.
Открытию обновленной экспозиции предшествовал ремонт залов №1–7 и реставрация открывающей торжественный вход в Третьяковскую галерею мраморной лестницы. Она была построена в 1902–1904 годах во время перестройки жилой части дома Третьяковых под музейные залы и возведения нового фасада по эскизу В. М. Васнецова. Лестница приводит посетителей непосредственно в залы обновленной экспозиции.
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111115_reexpozition_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111115_reexpozition_gtg.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.