Art Investment

Художники и цены

БИОГРАФИЯ

АНТРОПОВ Алексей Петрович

14 (25) марта 1716 (Петербург) — 12 (23) июня 1795 (Петербург)

Живописец-портретист

Родился в семье чиновника: отец художника служил в Канцелярии от строений слесарным мастером Оружейного двора. С 1732 учился в Канцелярии у своего родственника А. М. Матвеева, а с 1739 работал там в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова.

В 1742 в качестве художника участвовал в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге писал картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе. В 1744–1745 в числе других художников участвовал в создании плафона и икон для Зимнего дворца, где сохранилось немало его монументально-декоративных росписей в духе западного барокко. Под руководством Дж. Валериани работал в Летнем дворце, создавал декорации для Оперного дома. Трудился в Царском Селе (1749), Петергофе (1750), Аничковом дворце.

В 1752 получил самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли. До 1755 руководил украшением собора, иконостас которого может служить примером манеры Антропова. Из его росписей наиболее значительна монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ.

Из Киева художник отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь он познакомился с меценатом И. И. Шуваловым, куратором созданного в 1755 Московского университета. Шувалов пригласил Антропова преподавать на факультете искусства и зачислил его в университет на должность «живописного мастера».

Однако в Москве у Антропова постоянной работы не было, и он возвратился в Петербург, где с помощью того же Шувалова в 1761 получил место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их нескрыто искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству». В доме Антропова поселились ученики с Украины, одним из которых был Д. Левицкий.

В Москве художник бывал наездами, оформил торжества по случаю восшествия на престол Екатерины II (1762).

Как портретист Антропов прежде всего открыл для России новый, послепетровский этап жанра портрета. Условности барочного картинного этикета выражены у него слабее; образ не настолько статичен, как раньше, он приобретает характерные, иногда простодушные и грубоватые, но динамические черты. Манере мастера присущи сильные колористические контрасты (он накладывает теплые тона, словно яркие румяна на лицо) и предметная материальность выпуклых форм.

Среди наиболее известных, написанных в новой стилистике произведений Антропова — портреты А. М. Измайловой (1759, Третьяковская галерея, Москва), императрицы Елизаветы Петровны (1755, Музей русского искусства, Киев), архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, Русский музей, Петербург), атамана Ф. И. Краснощекова (1761, Русский музей), А. В. Бутурлиной (1763, Третьяковская галерея), М. А. Румянцевой (1764, Русский музей). Его лучшей — и в наибольшей степени барочно-рокайльной — парадной картиной является большой портрет императора Петра III, написанный для Сената (1762, Русский музей, вариант в Третьяковской галерее).

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».