Art Investment

Боб Дилан оказался художником-апроприатором

Выставка живописных работ известного музыканта Боба Дилана в галерее Гагосяна не обошлась без скандала: оказалось, что некоторые образы, которые выдавались за уникальные, на деле были позаимствованы Диланом с фотографий других авторов

За легендарным рок-музыкантом, поэтом, актером и художником Бобом Диланом (Bob Dylan) довольно давно тянется слава апроприатора. В 2006 году музыканту указали на то, что слова песен в его альбоме «Modern Times» очень напоминают поэмы Генри Тимрода, писавшего об американской Гражданской войне и умершего в 1867 году. А тексты песен альбома «Love and Theft» перекликаются с эпизодами гангстерского романа «Исповедь якудзы» японского писателя Юничи Сага (Junichi Saga). А в 2009 году аукционный дом Christie's заявил, что якобы написанная Диланом поэма, которую чуть было не пустили с молотка, на самом деле пестрит заимствованиями из песни певца в стиле кантри Хэнка Сноу (Hank Snow). Дилан неоднократно уходил от ответа на заявления критиков и исследователей, пытавшихся вывести его на чистую воду.

И вот теперь новые споры вызвала выставка живописных работ Дилана, открывшаяся в галерее Гагосяна в Верхнем Ист-Сайде. В анонсе к проекту под названием «Азиатские серии» было сказано, что данная коллекция является своего рода «визуальным дневником» путешествий мистера Дилана «в Японию, Китай, Вьетнам и Корею»,  заполненным «изображениями людей, уличными сценками, архитектурой и пейзажами из первых рук». Выставка состоит из 18 живописных произведений.

Однако со дня открытия выставки 20 сентября многие поклонники и критики задались вопросом: являются ли многие из работ настоящими путевыми зарисовками, или они были основаны на широко известных фотографиях, которые были сделаны не Диланом?

На сайте Expecting Rain, посвященном творчеству Дилана, были приведены красноречивые подтверждения в пользу апроприационной версии. Один из пользователей Окинава Соба (Okinawa Soba) заявил, что целых шесть картин Дилана были скопированы с фотографий, которые сам Окинава разместил на файлообменнике Flickr. Их оригиналы хранятся в его личной коллекции. Среди заимствованных работ мистер Соба назвал, например, фотографию Джеймса Рикалтона (James Ricalton) 1900 года, изображающую манчжурскую невесту и жениха в Пекине; снимок примерно 1880 года с японцем и навьюченной  лошадью на фоне горы Фудзиямы; а также фото 1923 года канала в Кантоне (Гуаньчжоу), запруженного лодками. Причем Дилан назвал работу с каналом «Шанхай», в то время как на самом деле фотография была сделана в Кантоне.

Впрочем, использовав три названных снимка, Дилан не нарушил каких-либо законов, поскольку эти фотографии являются всеобщим достоянием. Однако того же нельзя сказать о других работах, которые позаимствовал художник.

По крайней мере, четыре фотографии защищены законами об авторском праве. Две находятся в собственности фотоагентства Magnum Photos. Среди них есть снимок Анри Картье-Брессона 1948 года с торговцем и евнухом, служившим при дворе императрицы Цыси. Вторая фотография Magnum с парой курящих якудз была сделана Брюсом Гильденом (Bruce Gilden) в 1998 году.  

Еще одна картина Дилана «Опиум», которая была выбрана в качестве афиши на  сайте галереи Гагосяна, оказалась до малейших деталей сходной со снимком «Женщина, курящая опиум» фотографа начала XX века Леона Бюси (Léon Busy). Копирайтом на эту работу с 2008 года обладает французский Музей Альберта Канна.

И, наконец, еще одно «совпадение» было найдено Майклом Грэем (Michael Gray):  картина из «Азиатских серий» Боба Дилана с тремя юношами, играющими на тротуаре в настольную игру, повторяет аналогичную фотографию, сделанную Дмитрием Кесселем (Dmitri Kessel) для журнала LIFE. Авторскими правами на этот снимок обладает архив журнала.

Майкл Грэй, чей блог «Bob Dylan Encyclopedia» посвящен исключительно творчеству Дилана, так прокомментировал свое открытие: «Самое удивительное то, что фотография не просто вдохновила Дилана на написание картины: он взял снимок фотографа и полностью его скопировал. Он не рисовал эту группу в другом ракурсе, и не менял того, что располагается по краям изображения. Он повторил все настолько точно, насколько это было возможно. Это могло бы быть довольно интригующей игрой с поклонниками, если бы не было столь мало одаренным приемом в живописи. Это может и не быть плагиатом, но уж точно это почти буквальное копирование».  

В ответ на выпады в адрес выставки представитель галереи Гагосяна в понедельник ответил следующее: «Хотя композиция некоторых картин Боба Дилана основывается на разнообразных источниках, включая архивные, исторические изображения, но живость и свежесть этих работ происходит от красок и текстур, подсмотренных художником в будничных сценках во время путешествий». Мистер Дилан пока не прокомментировал эти «совпадения», а его представитель отказался давать комментарии о выставке в Гагосяне.

Самые преданные поклонники певца с сайта Expecting Rain отнеслись ко всему происходящему менее критично. Один из них даже написал, что «‘цитирование’ или ‘заимствование’ — это старые как мир приемы в поэзии, музыке и изящном искусстве. Не обязательно быть поклонником этого, но такое заимствование часто становится элементом творческого процесса».

Здесь в пору вспомнить о том, что в искусстве уже давно существует понятие «апроприационизм» (или Appropriation Art), которое вошло в оборот в начале 1980-х с выходом на арену таких художников, как Ричард Принс (Richard Prince) и Шерри Ливайн (Sherrie Levine). Эти авторы свободно пользуются в своей работе произведениями, созданными другими художниками, зачастую игнорируя авторские права. Подробнее о художниках-апроприаторах можно почитать статью AI «Appropriation Art: борьба анонимов со звездами».

Источник: artinfo.com, artsbeat.blogs.nytimes.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110929_bob_dylan.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110929_bob_dylan.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».