Неизвестный шедевр Леонардо или «продуманная маркетинговая операция»?
ARTinvestment.RU   12 июля 2011

Многочисленные источники сообщают о сенсационной находке картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Ватикан отнесся к этому скептически, зато лондонская Национальная галерея решила включить работу в свою будущую выставку, посвященную Леонардо

В конце июня журнал ARTnews сообщил о неожиданной находке картины Леонардо да Винчи «Salvator Mundi» («Спаситель мира»), долгие годы считавшейся утерянной. В погоне за сенсацией СМИ часто публикуют сведения официально не подтвержденные, но внимания это сообщение заслуживает, тем более что на днях один из совладельцев картины, нью-йоркский дилер Роберт Саймон (Robert Simon), сделал первое официальное заявление касательно провенанса, сохранности и авторства работы.

Сообщение гласит: «в результате исследований картины ученые пришли к твердому единодушному мнению, что работа “Спаситель мира” была написана Леонардо да Винчи и что это единственная оригинальная картина, с которой было сделано множество копий. Специалисты слегка расходятся во мнении относительно датировки работы. Большинство полагает, что она была написана в миланский период Леонардо, в конце 1490-х годов, тогда же, когда художник оканчивал работу над “Тайной вечерей”. Другие думают, что “Спаситель мира” был написан немного позже во Флоренции, куда Леонардо переехал в 1500 году, т. е. во времена создания Моны Лизы».

На днях стало доподлинно известно, что картина «Спаситель мира» будет участвовать в выставке работ Леонардо да Винчи в лондонской Национальной галерее, которая открывается 9 ноября и продлится до 5 февраля 2012 года. Еще в прошлом году галерея анонсировала выставку «Леонардо да Винчи: придворный живописец Милана» как наиболее полное собрание редких работ мастера, для которой в Лондон привезут «Прекрасную Ферроньеру» из парижского Лувра, «Мадонну с младенцем» из Эрмитажа, а также «Святого Иеронима» из Пинакотеки Ватикана в Риме. Одно то, что кураторы выставки согласились представить «Спасителя мира» в своих стенах рядом с общепризнанными шедеврами Леонардо, говорит о многом. Работа будет показана широкой публике впервые.

Если заявление Роберта Саймона правдиво, то мы имеем дело с находкой века, ведь до наших дней дошло всего около 15 картин Леонардо да Винчи. Среди них есть работы, которые приписываются художнику большинством ученых, но не единогласно. Это, например, картина «Дама с горностаем» из Музея Чарторыйских в Кракове. Эта работа так же, как и «Спаситель мира», будет экспонироваться в Национальной галерее. Кураторы отдали 800 тысяч долларов за то, чтобы одолжить ее на три месяца у Кракова.

Хотелось бы, конечно, большей ясности относительно того, кто именно подтвердил атрибуцию картины «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. Пока приведем опубликованные на данный момент сведения и мнения.

Первым известным документально подтвержденным владельцем «Спасителя мира», согласно некому источнику ARTnews, является английский король Карл I. После его смерти картина перешла к Карлу II. Далее следы работы теряются почти на два столетия. В XIX веке ее приобрел британский коллекционер сэр Фрэнсис Кук (1817–1901), в собрании которого были выдающиеся произведения Фра Анжелико (Fra Angelico), Филиппо Липпи (Filippo Lippi), Яна ван Эйка (Jan van Eyck), Веласкеса (Velаzquez) и Рембрандта (Rembrandt). В конце 1940-х коллекция Фрэнсиса Кука была представлена на выставке где-то в Англии. Экспонировали и «Спасителя мира», в пояснительной карточке к которому было указано лишь «Миланская школа (около 1500)». В 1958 собственники коллекции Кука продали картину на Sotheby’s в Лондоне за 45 фунтов. В аукционном каталоге автором назвали ученика Леонардо Джованни Больтраффио (Giovanni Boltraffio).

Кто стал счастливым владельцем работы за 45 фунтов в 1958 году неизвестно; в итоге в 2005 на торгах предметами из некой американской коллекции ее купила группа арт-дилеров. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на два анонимных источника, нынешними владельцами картины являются американский дилер Алекс Пэриш (Alex Parish) и еще по крайней мере двое человек. В статье ARTnews к владельцам относят также дилера Роберта Саймона, который, со слов анонимного источника, первым увидел работу на аукционе и решил ее купить. В интервью Bloomberg сам Саймон утверждает, что «координирует исследования и представляет интересы владельцев».

«Спаситель мира» («Salvаtor Mundi») — довольно распространенный сюжет в иконографии Иисуса Христа. К нему обращались Ян ван Эйк и Альбрехт Дюрер, а также многие мастера итальянского Возрождения. Христос изображается с поднятой в жесте благословения правой рукой и державой — символом Земли — в левой. Работа, приписываемая Леонардо, выполнена маслом на ореховой доске размером примерно 65 на 45 сантиметров.

Как рассказал ARTnews некий человек, близкий к Метрополитен, Роберт Саймон принес картину «Спаситель мира» на экспертизу нескольким кураторам и реставраторам музея пару лет назад. Со слов источника, «картину в прошлом часто подкрашивали, поэтому она выглядела копией. Поверхность потрескалась и потемнела. Работу неоднократно очищали люди несведущие. А один реставратор покрыл ее синтетической смолой, которая с возрастом посерела, и снимать ее приходилось с большим трудом. Но когда лишние красочные слои были удалены, показалась удивительно тонкая оригинальная живопись. Все согласились, что это рука Леонардо».

В прошлом году картину показывали специалистам Музея изящных искусств в Бостоне. Куратор отдела живописи Фредерик Ильхман (Frederick Ilchman) отказался дать комментарий для ARTnews.

Около 18 месяцев назад «Спасителя мира» привезли в Национальную галерею. Директор Николас Пэнни (Nicholas Penny) и куратор грядущей выставки работ Леонардо Люк Сайсон (Luke Syson) пригласили четырех экспертов по живописи великого мастера. Это были: куратор отделов живописи и графики Музея Метрополитен Кармен Бамбах (Carmen C. Bambach); ведущий реставратор фрески «Тайная вечеря» в Милане Пьетро Марани (Pietro Marani); автор многочисленных книг по истории Ренессанса, в том числе биографии Больтраффио, Мария Тереза Фьорио (Maria Teresa Fiorio); а также почетный профессор искусствоведения Оксфордского университета Мартин Кэмп (Martin Kemp), более 40 лет посвятивший изучению наследия Леонардо да Винчи.

«Все были очень взволнованы, — рассказал некий ученый о том, как проходила экспертиза, — кое-кто отреагировал несколько сдержанно, но в общем работу приняли. Одежда Христа написана нежнейшим голубым цветом. Работа была повреждена и сильно подкрашена, что не удивительно для картины Старого Мастера, которую много раз реставрировали. Много фрагментов первоначального изображения утеряны. Состояние работы не безупречное, но картина все равно производит потрясающее впечатление».

Как видим, ни один из ученых, подтверждающих подлинность полотна, не называет своего имени. При этом приводимые в ARTnews цитаты выглядят несколько туманными: неясно, к какому выводу пришел каждый из названных экспертов, проводился ли химический анализ красочного пигмента и прочее.

Поэтому не удивительно, что сообщение о «находке века» раскритиковала официальная газета Ватикана L’Osservatore Romano. В публикации от 2 июля вся история с обнаруженным Леонардо названа «продуманной маркетинговой операцией, проведенной с одобрения специалистов, которые предложили выставить картину рядом с общепризнанными шедеврами мастера в Национальной галерее». Дать столь уверенное заключение, по мнению Ватикана, можно только после спектрограммы и прочих лабораторных исследований, о которых пока не было сказано ни слова.

L’Osservatore Romano призывает «не гонятся за химерами» и подождать, пока дело разъяснится само собой. Вспомнили в Риме и о другой версии «Спасителя мира», происходившей из коллекции французского маркиза де Гане (Marquis de Ganay). В начале 1980-х эту работу тоже атрибутировали Леонардо в монографии Джоанны Сноу-Смит (Joanne Snow-Smith), потом ее экспонировали в городе Винчи и десяти музеях США. Однако в итоге несколько лет назад наследники де Гане продали картину на аукционе в Нью-Йорке всего за несколько сотен долларов. Стало быть, в том, что это Леонардо, нового владельца убедить не получилось.

А сколько же стоит «Спаситель мира» Роберта Саймона? Дилер не разглашает, сколько за него заплатил союз арт-дилеров в 2005 году. Некий ученый рассказал, что совладельцам уже предлагали за нее 100 миллионов долларов, но они отказались, так как рассчитывали как минимум на 200 миллионов. Если бы «Спасителя мира» продали по такой цене, работа сразу бы стала самым дорогим произведением искусства в мире. Пока рекорд на открытых торгах принадлежит «Обнаженной на фоне бюста и зеленых листьев» Пабло Пикассо (106,5 миллиона долларов), а самой дорогой работой, проданной частным порядком, считается картина «№ 5, 1948» Джексона Поллока (по сведениям New York Times, ее в 2006 году купили за 140 миллионов долларов). В любом случае слухи о том, что картина «Спаситель мира» может быть вскоре выставлена на торги с эстимейтом 200 миллионов долларов, не оправдались. Роберт Саймон подчеркивает, что работу не намерены продавать.

В этом, похоже, дилер убедил и Национальную галерею, включившую «Спасителя мира» в свою будущую выставку. Дело в том, что этот музей бережет свою репутацию и принципиально не принимает для экспонирования работы, которые собираются продавать в ближайшем будущем — дабы руководство не заподозрили в корыстолюбии. «Любое произведение, если его выставили на продажу, сразу снимается с экспозиции и возвращается владельцу согласно стандартной процедуре возвращения взятой напрокат работы», — говорится в электронном письме Национальной галереи в адрес Bloomberg.

На выставке в Национальной галерее будет представлена половина живописного наследия Леонардо да Винчи — целых семь полотен. «Получить в аренду даже одно произведение Леонардо — это огромное достижение, привезти семь работ — это настоящее чудо», — говорит куратор Люк Сайсон.

Источник: bloomberg.com, artnews.com, osservatoreromano.va, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110712_salvator_mundi.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110712_salvator_mundi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 28.02.2020 Главные люди искусства — кто они? Имена этих людей мы то и дело видим в новостях, на их вкусы ориентируются главы крупнейших аукционных домов, их запросы формируют то, что мы будем считать самым инвестиционно-привлекательным, популярным и успешным в мире искусства
  • 26.02.2020 Краткая история коллекционирования. XX век: великая миграция коллекционеров В завершение исторического материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам» — о том, как Нью-Йорк сместил Париж с пьедестала арт-рынка и утвердил коллекционирование в современном виде
  • 20.02.2020 Художник недели: Вячеслав Пакулин Пакулин — талантливый русский художник, один из основателей объединения «Круг художников», мечтавших создать «стиль эпохи», яркий представитель Ленинградский школы живописи
  • 18.02.2020 Персона недели: Валерий Айзенберг. Роман с искусством Живописец, литератор, критик, акционист, прошедший путь от экспрессии до концепта, объединенных мощным интеллектуальным началом, сохранившимся на протяжении всей его творческой жизни
  • 17.02.2020 Просто о сложном: Art Investment. Продолжение В продолжение первого материала мы рассмотрим основные характеристики предметов искусства в качестве актива и перечислим мотивации инвестора
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх