Art Investment

Каталог живописных произведений Рембрандта не будет завершен

Глава Исследовательского проекта «Рембрандт» отказался от работы над шестым томом «Корпуса живописных произведений» художника

Как сообщает газета The Art Newspaper, самый авторитетный каталог подлинных живописных произведений Рембрандта, издаваемый под эгидой Исследовательского проекта «Рембрандт» (The Rembrandt Research Project), не будет завершен. Выпущенный в октябре прошлого года пятый том (Springer Publishing, 1200 евро), таким образом, стал последним. Планировалось составить еще один том, однако глава проекта, 72-летний историк искусств Эрнст ван де Ветеринг (Ernst van de Wetering) заявил, что для работы над очередным 800-страничным фолиантом он слишком стар. Кроме того, потеряв в 1998-м своего главного спонсора — Нидерландскую организацию по научным исследованиям, в последние годы проект испытывал трудности с финансированием.

Исследовательский проект «Рембрандт» стартовал в 1968 году; тогда Ван де Ветеринг был самым молодым из участников. Изначально предполагалось, что на составление «Корпуса живописных работ Рембрандта» уйдет около десяти лет, однако, как мы видим, этот план был слишком оптимистичным. Цель ученых была проста: исследовать все атрибутируемые Рембрандту картины с помощью самых передовых научных методов и отделить подлинники от работ учеников и последователей. Каталог 1935 года, автором которого был ведущий эксперт по Рембрандту первой половины ХХ столетия Абрахам Бредиус (Abraham Bredius), насчитывал 613 картин; к началу 1960-х годов эта цифра стала казаться специалистам слишком высокой: большинство знающих людей сходились во мнении, что ее вполне можно сократить до половины. Участники Исследовательского проекта «Рембрандт» подошли к делу со всей возможной строгостью: ожидалось, что в итоговый вариант каталога войдут менее 250 полотен.

Выход первых трех томов (1982, 1986 и 1989) спровоцировал самый настоящий кризис в рембрандтоведении: в подлинности было отказано сотне с лишним картин, среди которых были работы, принадлежащие ведущим музеям и частным собирателям. К началу 1990-х в группе наметился раскол: Ван де Ветеринг считал, что носить звание аутентичных достойно большее количество произведений. В 1993-м конфликт достиг своего апогея, и остальные четыре исследователя заявили о выходе из коллектива. Сейчас вместе с Ван де Ветерингом трудятся другие эксперты.

С тех пор как группу возглавил Ван де Ветеринг, число подлинников Рембрандта существенно возросло. В новостях теперь пишут не о «падении с пьедестала» шедевров, лишенных права называться оригиналами, а о пополнении наследия великого художника. Не так давно, например, аутентичными были признаны автопортрет 1628 года, проданный в 2008-м на аукционе Cirencester, а также картина «Тобиас и его жена» (1659), хранящаяся в роттердамском музее Бойманса и ван Бейнингена.

По словам ученого, оригиналами можно называть около 320 приписываемых мастеру картин, 240 из которых (плюс 162 сомнительных творения) были детально описаны в предыдущих пяти томах «Корпуса». Остается примерно 80 работ, которые должны были войти в последний том. Ван де Ветеринг и его коллеги подготовят отдельный каталог, где будут перечислены все подлинники; ранее не публиковавшиеся в «Корпусе» полотна снабдят более подробными описаниями. Ожидается, что работа над этим перечнем будет завершена к концу 2011 года.

При Ван де Ветеринге картины в каталогах стали группироваться не по хронологическому, а по тематическому принципу. Первые три тома содержат сведения о произведениях всех жанров, появившихся в период с 1625 по 1642 год, в то время как четвертый том посвящен исключительно автопортретам, а пятый — небольшим полотнам на историческую тему. В шестом должны были быть перечислены созданные после 1642 года портреты, штудии голов («трони»), крупномасштабные исторические полотна и пейзажи.

В 2009 году бóльшая часть архивов Исследовательского проекта «Рембрандт» была переведена в Нидерландский институт истории искусств (Гаага). Согласно вебсайту учреждения, доступ к материалам пока закрыт. Как говорит независимый эксперт Гари Шварц (Gary Schwartz), «непонятно, почему исследователи до сих пор не могут использовать архив, составлявшийся с 1960-х годов и весьма дорого обошедшийся налогоплательщикам». Научное сообщество с энтузиазмом встретило публикацию пяти томов «Корпуса», однако каталог слишком громоздок (4000 страниц) и неудобен в использовании, а также головокружительно дорог (8 тысяч долларов!)

Материалы Исследовательского проекта будут доступны в рамках Базы данных произведений Рембрандта (http://www.rembrandtdatabase.org), над которой работают Нидерландский институт истории искусств и гаагский музей Маурицхейс (спонсор — Фонд Эндрю Меллона, Нью-Йорк). Сейчас идет сбор информации о 19 творениях художника, находящихся в Гааге, Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Дрездене.

Известные «спорные» картины Рембрандта

«Мужчина в золотом шлеме», Картинная галерея, Берлин

Эта работа долгое время считалась одной из лучших у мастера, однако том II «Корпуса» понизил ее в статусе — теперь картина экспонируется как творение художника круга Рембрандта.

«Польский всадник», Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Бывший участник Исследовательского проекта Рембрандт Йосуа Брейн (Josua Bruyn) отказал картине в подлинности, однако экспертов музея его доводы не убедили. Позже Ван де Ветеринг классифицировал ее как работу Рембрандта, некоторые элементы которой были дописаны другими художниками.

«Автопортрет в плоской шляпе», Королевская коллекция, Великобритания

В 1982 году куратор Королевской коллекции Кристофер Уайт (Christopher White) заявил, что этот автопортрет является имитацией и датируется XVIII веком. Однако том V «Корпуса» гласит, что картина оригинальная.

«Смеющийся человек», Маурицхейс, Гаага

Здесь Ван де Ветеринг снова опровергает заключение своих старших коллег, постановивших, что работа не аутентичная (том II). Два тома спустя ученый восстановил ее в статусе оригинала Рембрандта.

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110225_rembrandt_research_project.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110225_rembrandt_research_project.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

КОНАШЕВИЧ Владимир Михайлович (1888–1963) Обнаженная в кресле. 1947 (76,5 × 51 см)

Текущая ставка40000 RUB
Окончание торгов2024-07-26 12:00
сделать ставку

﴾Первые имена﴿ МАВРИНА Татьяна Алексеевна (1900‒1996) Шуклово. 1972 (34 × 43 см)

Текущая ставка150000 RUB
Окончание торгов2024-07-26 12:00
сделать ставку

ТЫРСА Николай Андреевич (1887–1942) Загорелая модель. 1930-е (51,2 × 56 см)

Текущая ставка300000 RUB
Окончание торгов2024-07-26 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».