Сияющее дитя
В США вышел документальный фильм о Жане-Мишеле Баскиа
В американский прокат вышел документальный фильм режиссера Тэмры Дэвис (Tamra Davis), рассказывающий о ее друге, знаменитом художнике Жане-Мишеле Баскиа (Jean-Michel Basquiat). Лента называется «Сияющее дитя» (“The Radiant Child”).
В картину вошел ранее никем не виденный материал, отснятый Дэвис в 1980-х годах. На протяжении трех лет она периодически снимала живописца в его студии, а в 1986-м, за два года до его смерти, взяла у него интервью. Баскиа умер очень молодым — в 27 лет; причиной смерти стала передозировка героина. Еще до его кончины друзья начали распродавать подаренные им работы, пользуясь его невероятным успехом. По словам Дэвис, художника это очень расстраивало. Это одна из причин того, что она решилась обнародовать вышеупомянутые кадры только спустя 20 лет — ей не хотелось уподобляться тем приятелям. Помимо этих фрагментов фильм содержит архивные материалы и комментарии бывших возлюбленных Баскиа, дилеров и коллег художника.
Еще в подростковом возрасте Баскиа получил известность как автор граффити, а в 21 год он уже был арт-звездой. В биографии художника есть и короткий роман с Мадонной, и совместные проекты с Энди Уорхолом, и обложка журнала New York Times Magazine. На своем пути к Олимпу он разбил сердце несметному количеству девушек и покинул многих из тех, кто помог ему добиться успеха.
Дэвис, которой сейчас 48 лет, познакомилась с Баскиа в 1983-м, когда он приехал в Лос-Анджелес открывать персональную выставку в Галерее Ларри Гагосяна (Larry Gagosian). Они флиртовали друг с другом, но до романа дело не дошло — «отчасти поэтому мы так долго дружили». Слава художника тогда росла как на дрожжах: экспонаты выставок распродавались подчистую, цены на его работы подскочили до 30 тыс. долларов (хотя в начале карьеры Баскиа уходили всего за 200). Дэвис водила Баскиа в лос-анджелесские клубы, на автогонки и на пляж. Она училась на режиссера, и художник предложил ей снять картину про него.
«Можно было бы сделать целый фильм на основе тех диких историй, что люди рассказывают про Жана-Мишеля, но я решила сосредоточиться прежде всего на его искусстве, — заявляет Дэвис. — А еще я хотела разрушить миф о нем как об эдаком человеке дождя, который бродит по улицам и попадает в невероятные ситуации». В ее фильме люди говорят о том, каким амбициозным был художник, как он желал соревноваться с другой молодой знаменитостью, Джулианом Шнабелем (Julian Schnabel), как стремился проникнуть в окружение Уорхола.
Впрочем, коллаборация с великим Энди ничего хорошего живописцу не принесла. В 1985 году их совместные произведения были нещадно разруганы критиками и проигнорированы покупателями. Баскиа был раздавлен; мучимый неуверенностью в себе, паранойей и пристрастием к наркотикам, он покатился по наклонной плоскости.
Незадолго до своей кончины Баскиа встретился с Дэвис в Лос-Анджелесе. Он очень страдал и вообще не мог писать картины.
«Он сказал мне: “Я больше не могу это делать. Всё”, — вспоминает режиссер. — Его свеча погасла».
Баскиа оставил после себя тысячу с лишним картин и столько же рисунков, продавать которые на рынке оказалось весьма выгодно. В 2007 году одно из его полотен ушло на нью-йоркском Sotheby’s за 14,6 миллиона долларов.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100731_jean_michel_basquiat.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100731_jean_michel_basquiat.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.