Art Investment

Украденные в Италии артефакты «всплыли» в собрании одного из ведущих музеев Испании

Национальный археологический музей Испании приобрел 22 античных предмета, возможно, вывезенных нелегальным образом из Италии. Как предполагают следователи, эти предметы могли в свое время пройти через руки арт-дилеров Джакомо Медичи и Джанфранко Беккина

Национальный археологический музей Испании приобрел 22 античных предмета, которые были найдены и, возможно, вывезены нелегальным образом из Италии. Как предполагают следователи, эти предметы могли в свое время пройти через руки арт-дилеров Джакомо Медичи (Giacomo Medici) и Джанфранко Беккина (Gianfranco Becchina).

В 1995 в Женеве итальянская полиция обнаружила огромное хранилище, где арт-дилер Джакомо Медичи держал множество античных артефактов, бумаг и фотографий, сделанных на Polaroid кустарным способом. Архив Медичи был арестован, а самого дилера в 2004 в Риме признали виновным в незаконной транспортировке и продаже древних артефактов. Медичи был приговорен к 10 годам тюремного заключения, однако в июле 2009 апелляционный суд в Риме принял решение сократить срок его наказания до 8 лет. Дилер будет также обязан выплатить государству штраф в размере 10 миллионов евро в качестве компенсации за ущерб, нанесенный культурному наследию Италии.

А в 2001 стало известно о том, что другой дилер — Джанфранко Беккина — владеет в Базеле тремя складами, наполненными тысячами подозрительных артефактов и фотографий, а также клиентской базой, таможенными документами, счетами и банковскими выписками. Следствие по делу Беккина только начинается. Он отрицает свою причастность к нелегальному вывозу предметов искусства.

История вопроса

В начале 1970-х по Италии пронеслась жесточайшая «облава» на античные ценности. В результате десятки тысяч археологических памятников были варварски разграблены, не менее миллиона нелегально добытых артефактов попали на рынок и, рассеялись по миру, навсегда утеряв свои имена и «биографии». Эти древние сокровища онемели, превратились в простые предметы интерьера, лишились всякой связи с местом своего происхождения. Рассеивание предметов было неизбежным, поскольку то, как они добывались, мало напоминало археологические изыскания: торговцы древностями отмывали свою добычу не хуже наркомафии. Мошенники выставляли на торги ведущих аукционных домов, обычно лондонских, незаконно добытые предметы, иногда используя псевдонимы, но чаще под своими же именами или через собственные компании. Случалось, что спустя какое-то время аферисты сами же выкупали их обратно, строя тем самым сомнительный провенанс этим произведениям.

В результате краденые предметы разбежались по всему миру. А особенно много их осело в Америке. Американские музеи скупали самые лучшие находки, закрывая глаза на их мутный провенанс, на беспринципных дилеров или посредников, «черных» археологов. Впрочем, многие уважаемые исторические организации по неведению попадались в ловушку этого «черного рынка». Они просто не имели понятия о сомнительном прошлом артефактов. В таком случае их действия при покупке сложно назвать незаконными. Но и оставлять у себя эти предметы после выяснения их провенанса было бы неэтичным. Если музеи выставляют краденые предметы, то чем они лучше мародеров, хвастающих добычей? Подобные действия извращают саму идею музея как проводника культуры в обществе.

Покупка

Предметы, о которых сейчас идет речь, были приобретены Национальным археологическим музеем Испании в 1999. Музей, основанный в 1867 королевой Изабеллой II, владеет одним из богатейших собраний произведений искусства в Мадриде и всей Испании. Спорные артефакты являются частью большой коллекции из 181 предмета этрусского, греческого, римского, египетского и испанского происхождения. Коллекцию продал за 12 миллионов долларов 82-летний коллекционер и предприниматель Хосе Луис Варес Фиса (José Luis Várez Fisa). В 2009 году Фиса вошел в рейтинг двухсот ведущих коллекционеров, составленный журналом ARTnews. В его коллекции также есть картины Гойи (Goya) и Веласкеса (Velázquez).

В 1999 Национальный археологический музей очень гордился покупкой у Фиса коллекции древностей: приобретая собрание такого масштаба и такого качества, музей сразу вырывался в ранг ведущих музеев Европы и США.

Расследование

Коллекцию Фиса впервые представили публике осенью 2003, сопроводив выставку полным 500-страничным каталогом.

В 2006 этот Мадридский каталог случайно попал в поле зрения итальянского археолога Даньелы Риццо (Daniela Rizzo) и документоведа Маурицио Пеллегрини (Maurizio Pellegrini). Оба специалиста ранее помогали прокурору из Рима Паоло Джорджо Ферри (Paolo Giorgio Ferri), который вел дело Джакомо Медичи. Они по разным источникам изучали сведения о десятках тысяч древних предметов, нелегально вывезенных из Италии с 1970-х и до наших дней, и нередко следы артефактов находились в архивах Медичи и Беккины. Риццо и Пеллегрини столько времени исследовали фотографии украденных предметов, что, листая мадридский каталог, почти тут же обнаружили совпадения. Буквально через несколько дней двадцати двум фотографиям из каталога они подобрали «пару» из арестованных архивов арт-дилеров (см. фото).

На некоторых фотографиях из архивов мошенников с древних амфор даже не счищена полностью земля, будто их только выкопали. На других — предметы еще не склеены полностью, лежат кусками. Очевидно, фотографируя находки, дилеры торопились. Иногда фиксация происходила перед тем, как отправить предметы на профессиональную реставрацию. Как удалось выяснить, один артефакт из архива Медичи — апулийский кратер-колокол 330 года до нашей эры — побывал на реставрации в семейной конторе Фрица и Харри Бюрки (Fritz and Harry Bürki) в Цюрихе. Эта фирма известна еще по одному делу о краже древностей. Отцу и сыну Бюрки частенько отдавал на реставрацию сомнительные предметы дилер Роберт Хехт (Robert Hecht). Судебное дело Роберта Хехта, начатое в 2005, длится до сих пор.

Некоторые предметы из Мадридского каталога появлялись и в более ранних изданиях, таких как обширный немецкий каталог «Монеты и медали», издаваемый близким другом Беккина, или каталог Royal-Athena Galleries нью-йоркского антиквара Джерома Айзенберга (Jerome Eisenberg). Как сказано на сайте этой галереи, она «продала более 30 тысяч произведений ведущим музеям США и Европы» и обладает «огромной подборкой античных предметов со всего мира». Изображения девяти мадридских артефактов были впервые опубликованы в каталогах Айзенберга с 1993 по 1997. Как утверждает сам владелец, все предметы, прошедшие через его галерею с 1988 по 2005, проверялись итальянской полицией. И все они «чисты», за исключением разве что восьми предметов, которые Айзенберг добровольно вернул в Италию в 2007.

Глава отдела древности лондонского Sotheby’s Фелисити Николсон (Felicity Nicholson) сообщила прокурору Ферри о том, что Джакомо Медичи был ее главным клиентом на аукционах древностей. Он продавал предметы под двумя псевдонимами, а затем вновь покупал их лично. В хранилище Медичи в Женеве множество предметов имеют печать Sotheby’s. На фотографии одной вазы есть надпись красной пастой почерком Роберта Хехта с множеством восклицательных знаков: «Амфора, которую купили, не та, которую мы посылали на Sotheby’s!» Медичи активно действовал не только в Лондоне, но и в Нью-Йорке. Между 1991 и 1995 его подставная компания Editions Services купила 135 лотов на аукционах Sotheby’s. Один только лондонский Sotheby’s предоставил итальянским следователям три увесистых досье об их взаимоотношениях с Медичи. Начиная с 1997, Sotheby’s перестал проводить аукционы древностей в Лондоне.

Нити «трафика»

Некоторые артефакты из Мадридского каталога раньше никогда не публиковались. В архиве Беккина с обеих сторон сфотографирована итальянская амфора в восточном стиле с изображением раненой лани. Предмет датирован VII веком до нашей эры, высота его довольно внушительна — 52 сантиметра. Такую информацию о сосуде дают документы Беккина. А в Мадридском каталоге в подписи к фотографии этой же амфоры сказано: «местонахождение неизвестно, что затрудняет определение конкретной итальянской мастерской».

Негатив из архива Медичи изображает кувшин для вина Ойнохойя 660 года до нашей эры этрусского происхождения. Испанский каталог местом происхождения этого же предмета называет Черветери (Cerveteri) неподалеку от Рима и вместе с тем отмечает, что приобретен он был на швейцарском антикварном рынке. Впервые изображение этого кувшина появилось в каталоге «Монеты и медали».

Другая аттическая чернофигурная амфора 520 года до нашей эры изображает поездку на колесницах. Ее автором считают мастера Приама (Priam Painter). Впервые эта амфора появилась в декабре 1997 в нью-йоркском каталоге Sotheby’s. Впрочем, Пеллегрини утверждает, что этот же артефакт фигурирует на трех фотографиях Polaroid из архива Медичи — правда в не склеенном виде и покрытый землей. Это дало возможность предположить, что выкопана она была не так давно. И эта же амфора промелькнула еще в одном «темном» архиве — бывшего арт-дилера Робина Саймса (Robin Symes). Архив на его вилле на Кикладах арестовала греческая полиция, обвинив Саймса в мародерстве.

В архиве Медичи есть еще одна чернофигурная амфора. На ней изображено сражение Геракла с амазонками. Амфора VI века до нашей эры достигает почти полуметровой высоты. Мадридский музей ее автором называет мастера Антименеса (Antimenes Painter). Фотографии Медичи изображают ее до реставрации.

Чернофигурная амфора со сцепившимися Гераклом и Тритоном 530 года до нашей эры, возможно, была найдена одновременно с предыдущей. Она была продана Медичи на нью-йоркских торгах Sotheby’s в мае 1989.

Чья вина?

Важно обратить внимание на то, что пока нет никаких доказательств совершения Хосе Луисом Варесом Фисой прямых сделок с Медичи либо Беккиной. Оба дилера, как правило, скрупулезно протоколировали все торговые операции. Прямых упоминаний имени Фиса не обнаружено. К тому же Фиса знал в деталях провенансы приобретаемых им предметов. Возможно, эти артефакты попали к нему по недосмотру. Национальный археологический музей Испании пока не прокомментировал ситуацию.

Тем не менее этот случай наглядно демонстрирует то, с какой легкостью были составлены многие из современных коллекций, и то, как важнейшие мировые музеи приобретали краденые предметы, по неведению или сознательно закрывая глаза на их происхождение.

По теме читайте также:
Музей Гетти помирился с Италией
Музей Гетти возвращает Италии очередные ценности
Еще одна помпейская фреска вернется в Италию

Упоминания о деятельности Джакомо Медичи есть здесь:
Два ценных артефакта возвращаются в Италию
Christie’s просят снять с торгов украденные античные ценности

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100717_medichi.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100717_medichi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».